ВАМПИР
«Санктъ-Петербургъ Опера» снова стоит на пороге амбициозного события – представления мирового эксклюзива. На сцене театра 23 и 24 декабря оживет «Вампир», созданный немецким композитором Генрихом Маршнером почти 200 лет назад.
Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель и основатель камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера»
Настоящий театральный композитор
Маршнер – настоящий театральный композитор, который оформляет драматическую коллизию так подробно, смело, уверенно, ярко, что и режиссер, и артисты полностью покоряются его стихии.
Мы не делаем очередной страшилки, сцен истязания, крововысасывания не будет. У нас муки несчастного существа, которого судьба превратила в чудовище с остатками человеческого состояния. Интересно проработано его окружение, в спектакле три героини, абсолютно разные образы. Первая – Жанте, по существу еще ребенок, которая очарована, бежит из дома и гибнет. Вторая – Эмми, расчетливая и знающая цену своей красоте. И третий типаж драматический – Мальвина. Она стержень этого спектакля, нравственный столп, на котором держится вся конструкция, и она приводит историю к счастливому финалу. А дальше – нюансы.
Редкий гость в Европе
А нюансы – это сложнейший вокал, опера редко идет в Европе. Чтобы показать ее качественно, надо иметь первоклассных певцов, первоклассный оркестр. Надеюсь, что у нас всё сложится прекрасно, потому что за пультом будет Максим Вальков, очень интересный, молодой, энергичный музыкант, настоящий театральный дирижер. Я верю в свой хор, его участники доказали, что могут не только петь, но и танцевать, исполнять пантомиму. Команда собралась интересная!
Театр крупного плана
С народным художником России Вячеславом Окуневым мы придумали очень интересную площадку. Трудно проходимую для артистов (не буду расшифровывать), но очень эффектную для расстановки героев в условиях очень камерной сцены. Наш театр – театр крупного плана, театр нюанса, мы скрупулезно занимаемся деталями. В конечном итоге это даст результаты, о которых я думал, организовывая театр, в котором высшая точка спектакля – это актерский ансамбль.
На премьере будет лучший состав
Мы богаты на голоса, покажем три-четыре состава исполнителей. Лучший будет выступать на премьере, уже началась внутренняя борьба. Надеюсь, получим отклик у зрителей на огромную работу, которая проведена, начиная от добывания нот, оркестровых голосов, клавиров, партитуры. Потом была редакция, которую я сделал для нашего спектакля. Было преодоление массы чисто технических проблем. А творческие не кончаются никогда. Даже после премьеры продолжается работа над спектаклем, в этом нам помогает публика: где видим реакцию – значит всё хорошо. Если видим, что зритель остывает, понимаем, что надо поработать головой и сердцем.
Мировой эксклюзив
Работа неординарная, мы создавались для того, чтобы показывать в Петербурге не только шлягеры, без которых оперный театр и певцы не могут жить. В репертуаре «Санктъ-Петербургъ Опера» есть эксклюзив: мы открыли для мира оперу Гаэтано Доницетти «Петр I, или Невероятные приключения русского царя», «Ивана Грозного» Жоржа Бизе, вернули в сознание поклонников оперы «Эсмеральду» Александра Сергеевича Даргомыжского, сделали два спектакля по Цезарю Кюи «Красная шапочка» и «Кот в сапогах». Это наш путь, и мы его продолжаем.
Максим Вальков, дирижер-постановщик
«Вампир» прославил Маршнера
Выбор оперы удивительный, в свое время опера «Вампир» вызвала ажиотаж и прославила Маршнера. Музыка невероятной красоты и тонкости, оркестровка достойная, звучит красиво. Конечно, немецкий язык сложный, много согласных, артисты часто просто борются с фразами, но мы стараемся добиться мягкости звучания. Кое-где приходится вносить коррективы, например, у композитора странный финал. Плотная фактура у оркестра, всем предписано фортиссимо, а при этом поют все солисты, хор и по сюжету все герои пребывают в ужасе, у каждого сильная эмоция. Поэтому я пересмотрел финал, хор в этом месте должен быть тихим, тогда прослушиваются все голоса, и начинает звучать органная фактура.
/slider
Гармонии и декламации
В постановке не только темные темы. Есть даже смешные моменты, например, замечательная жанровая сценка в кабаке. Потрясающий локальный ансамбль, написанный в традиции Барбершопа. Представьте себе манеру Трындычихи из «Свадьбы в Малиновке», так вот героине Сьюзи надо в быстром темпе, на одной ноте пропеть много текста, найти середину между пением и декламацией. Виртуозная вещь, таких изюминок много, гармонии выстраиваются потрясающие.
Ольга Митекина, ответственный концертмейстер
Романтическая опера
Я очень рада, что мы коснулись пласта немецкой романтической оперы. В России более востребован камерный романтизм – Шуман, Шуберт. Маршнер – крупный представитель немецкой национальной школы, который продолжил дело Вебера и вдохновил Вагнера. Когда мне дали клавир, услышала мелодичную, колоритную музыку, которая вобрала все лучшее от венской школы, дала толчок симфонизму, присущий таким композиторам, как Вагнер, а потом и Штраус.
Рукописный клавир
Первое ощущение, когда стала слушать записи, – музыка, органичная, целостная, даже неожиданно было услышать столько мелодизма у немцев. Обычно, они более скромны в выражении своих чувств. Но при кажущейся доступности материала, в силу языка, объема текста и многогранности, мы застревали. Опера очень большая, 20 номеров. Интересный нюанс: сейчас опера идет в сокращении, устоявшемся в мировом музыкальном сообществе. А у нас есть индивидуальность: финал оперы мы поем, как написано у композитора в партитуре. Это многоголосный канон, и хор, и солисты постепенно подключаются, очень красиво слушается! Мы поем оригинального Маршнера, для этого пришлось искать оригинальный, рукописный клавир.
Все героини невесты
Когда подбирали солистов, шли от типажа. У композитора персонажи очень хорошо проработаны психологически, каждый – яркий, выпуклый. Первая жертва – колоратура, потому что Жанте – чистая, хрупкая, нежная, совсем девочка. Крестьянка Эмми – лирика с красивым, теплым сочным бархатным тембром. У главной героини Мальвины, благородной девы, – лирико-колоратура. Все они невесты.
Виртуозные номера
Великолепно, цельно написана оркестровая партитура. Особенность оперы – множество сквозных номеров: одна сцена заканчивается и без остановки идет следующая. Интересны жанровые сцены, даже комичные вставлены, чтобы разбавить сумрачность истории. И, конечно, радует счастливый конец. Номера виртуозные, у каждого персонажа серьезные вокальные и технические задачи, немецкий язык требует особой концентрации певца. У главного героя большая нагрузка, композитор не остановился на образе эпоса, это полноценный драматический персонаж. Мы видим его как вампира, злодея, но вдруг в сложнейшей сцене-монологе персонаж рассказывает о своем проклятии, с пения переходит на декламацию, чтобы показать глубину переживаний. Вампир практически не уходит со сцены, у него большой вокальный диапазон, в ариях несколько раз уходит на фа-диез. Наши звезды Юрий Борщев и Алексей Пашиев очень органично вживаются в образ, у них прекрасная внешность, прекрасные голоса, они вдохновлены музыкой, у каждого – свой вампир.
Алексей Пашиев, один из исполнителей главной роли
Убить невесту или погибнуть самому
Романтическая музыка, немецкий язык, эта партия написана для моего типа голоса, мне интересно работать в этом материале. Композитор создал точный психологический портрет существа, страдающего от своих страстей. Я не просто вампира играю, а трагедию человеческую. Мой герой борется за жизнь и стоит перед невероятно сложным выбором: убить трех невест или самому отправиться в небытие…
Василий Цырлин, заведующий художественно-постановочной частью
Масштабная сценография
Замысел режиссера и художника фантастический. Вся сцена будет занята огромным пандусным станком с очень сильным градусом уклона, непривычным для артистов. Конструкция с лекальным контуром, изогнутыми линиями, люком-провалом, технологически сложным декором напоминает череп и кости некоего фантастического животного. В плане масштабности этот спектакль может соперничать с «Электрой», для которой мы выстраиваем второй этаж во всю сцену. В «Вампире» мы решили еще одну трудную задачу: станок принимает видеопроекции, и это позволяет нам сделать мультимедийную историю. Будут задействованы светодиодные экраны и кулисы с визуальными образами.
Костюмы исторические
Костюмы относятся к первой четверти XIX века, Шотландия. Несколько костюмов будет из более ранней эпохи, это решает задачу показать, что перед нами богатые люди из провинции, немного отставшие от моды. Костюмы исторические, характерные для своего времени, безусловно, с некоторой долей театральности. Задачи интересные, работаем вдохновенно.
Читайте в 40 номере ТЕАТРА+