ГОД ПУШКИНА В ТЕАТРЕ ИМЕНИ Е.С. ДЕММЕНИ НАЧНЕТСЯ СКАЗОЧНО

Наступающий 2024 год объявлен годом Пушкина. Театр+ начинает цикл публикаций о том, как театральный Петербург готовится к этому юбилею – 225-летию со дня рождения поэта. Знакомство с его произведениями начинается с раннего детства, поэтому наш первый рассказ – о проекте театра марионеток им. Е.С. Деммени.

Директор театра Наталия Лунева стала автором идеи собрать программу из ярких и разных событий.

– Творчество А. С. Пушкина занимает в репертуаре особое место, ведь именно «Сказкой о царе Салтане» Театр марионеток открылся в 1919 году. Весь сезон мы будем предлагать зрителям интересное юбилейное погружение в творчество поэта.

Мы подготовили и 1 декабря, в День рождения театра, открыли инсталляцию «Году Пушкина посвящается». А 22 декабря премьера – постановка главного режиссера Академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской Леонида Алимова «Сказка о царе Салтане». В день трагической дуэли, 8 февраля, мы представим театрализованное действо «Погиб поэт, невольник чести…». В день первого поднятия занавеса, 12 апреля, в день 105-летия  со дня премьеры «Сказки о царе Салтане», мы устроим праздник для зрителей «Лукоморье». А 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича, в кукольном доме на Невском проспекте пройдет Пушкинская ассамблея.

Жанр ассамблеи театр использует осознанно. Это просвещение через развлечение любимой детской аудитории, желание следовать девизу основателя – Евгения Сергеевича Деммени – «Развлекая, воспитывай!».

– У нас есть опыт проведения ассамблей, дети хорошо воспринимают праздники в театре, которые предваряют спектакль, – рассказывает режиссер проекта Алексей Уставщиков. – Перед театром оформляем объемную инсталляцию. Нам очень повезло, что у нас есть нишевое пространство, которое мы превратили в объемную витрину и нашли способ демонстрации красоты и смысла у входа в театр. Гости сразу увидят образ Пушкина, который, повернувшись вполоборота, пишет один из своих текстов, а из него прорастает мир его сказок. Дуб, кот, золотая рыбка – узнаваемые иллюстрации из любимых книг. Когда начнем входить в проект «Лукоморье», расскажем про Арину Родионовну, про кружок в Михайловском, будем читать стихи и даже пробовать сочинять, мы готовим игру-урок стихосложения.

Познакомить через игру с основными этапами жизни Солнца русской поэзии, разбудить детскую фантазию, показать манкость творчества – это интересная задача.

– Мы хотим сделать Александра Сергеевича живым, не монументом, а веселым, смешным, озорным, – к беседе присоединяется главный художник театра Екатерина Аксенова. – Будет кукла-Пушкин, будут интересные куклы-персонажи, красивые костюмы. У нас рождается не просто спектакль-сказка, а новый мир.

Участвовать в создании сказочного мира приглашен драматический режиссер Леонид Алимов. «Сказка о царе Салтане» будет совершенно новой, с оригинальными постановочными решениями, уникальной партитурой.

– Для драматического режиссера это новая, неизведанная территория. Но мне в Театре им. Е.С. Деммени хорошо душой, мне нравится обстановка, его внутренняя жизнь. Есть своя специфика, когда на сцене актер и кукла, иногда забываешь, что ты работаешь не только с людьми, что у них в руках кукла. Куклы используются самые разные: и планшетные, и петрушки. Гениальный текст Пушкина прекрасен, мы хотим передать его в игровой форме. Хочется сделать упор на чудеса, преображение, и мы постараемся вместе актерами, с художником Екатериной Аксеновой и прекрасным композитором Татьяной Алешиной все это сделать. Наша сказка о том, что нужно верить в чудеса, они случаются, благодаря им происходят удивительные встречи. Только нельзя быть подлым, нельзя врать, и тогда жизнь тебя отблагодарит.

«Сказка о царе Салтане» с миром любви, счастья, свободы станет рефреном проекта. От новой постановки удовольствия и радости ждут и сами актеры.

– У нас всегда особое отношение к произведениям Пушкина. «Сказка о царе Салтане» была первым спектаклем в репертуаре нашего театра, его делали особые люди – художники, которые стали актерами. Интеллигентные, знающие много о литературе, о поэзии, – говорит актриса Театра марионеток народная артистка России Фаина Костина.

– Бездонный материал, много зашифрованного, у Пушкина всё не просто так! До сих пор помню свои сильные детские впечатления, когда мама привела меня в 1946 году в театр, и я увидела «Сказку о мертвой царевне». Мне снились царевна в хрустальном гробу и мужественный Елисей, который разбивал этот гроб плечом. Мне понравилось, как действовали на сцене куклы: они были похожи на людей, но обладали своей удивительной, только им присущей пластикой. Самое интересное, что в памяти у меня осталась царица-мачеха, а двадцать лет спустя я сама сыграла этого персонажа в нашем театре. И сегодня мы ждем откровения, какого-то нового решения. Мы ставим не только по случаю даты, мы делаем спектакль по внутреннему требованию сердца и души.

Проект «Прогулки с Пушкиным» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

+Надежда Кокарева, Ирина Мохова

Читайте в 40 номере ТЕАТРА+