КОНСТАНТИН РАЙКИН: «ТЕАТР – ЭТО БОЛЕВОЕ ИСКУССТВО»
В Петербург, в свой родной город, народный артист России Константин Райкин привез сенсационную постановку. В заключительные дни всероссийского фестиваля «вперед к островскому!» театр «Сатирикон» представил «грозу». Площадка фестиваля снова превратилась в театральную сокровищницу, где можно увидеть лучшие постановки страны по пьесам великого классика.
С Константином Аркадьевичем мы беседуем в фойе театра-фестиваля «Балтийский дом», пока команда осваивает репетиционное и сценическое пространство. Народный артист не скрывает волнения, это фактически премьера «Грозы»– первый показ на другой сцене:
– Публика в Санкт-Петербурге – искушенная, тем более, в «Балтдоме», тем более на таком фестивале. Много тревог технического порядка. Сложность не только в преодолении обстоятельств незнакомого для нас сценического пространства. Особенность постановки в том, что артисты вживую играют на инструментах, ничего не записано на фонограмму, а зал по акустике непростой.
– В последние годы возрос интерес к творчеству Александра Островского, и дело не только в громком юбилее. Каков был ваш путь в освоении его драматургии?
– Островским увлекаюсь давно и серьезно, хотя долгие годы был не готов к его драматургии, будучи студентом сдавал его произведения, как отступающая армия сдает города. Молодежи сложно включиться в Островского: «прошли» в школе и забыли. Очень важно, чтобы кто-то талантливый помог тебе его открыть, дал ключик. Для меня таким человеком оказался Петр Фоменко с гениальным спектаклем «Без вины виноватые» в театре им. Е. Вахтангова. Я впервые увидел Островского, который имеет ко мне прямое отношение. Сколько там страстей, беды и боли! Как же он умеет, не прибегая ко лжи, всё закончить так, как требует справедливость. Начался мой «запой» живейшим, острейшим провидцем. Это невероятный источник нравственности и мощнейшей энергии. Я захотел ставить, играть. Я уже делал и «Доходное место», и «Снегурочку», и «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Вокруг «Грозы» долго ходил, она грандиозна по части живости и постановке вопроса. При этом там нет назидательности, какое счастье и драгоценность! Написано на тысячу лет вперед, и не надо приращивать коротким, строгим поводком ко времени. Это происходит всегда и везде! Соблюдены подлинность и нравственная композиция жизни. Мы ведь часто теряем и не видим ориентиры. Почему справедливость не торжествует? Почему зло побеждает, а добро поругано, достоинство униженно и растоптано подлостью? И нам очень важно знать, так ли правильно иметь достоинство, быть добрым.
Островский без нажима, без фальши, без ложного пафоса вправляет вывихнутый духовный сустав. Он очень важный драматург и с каждым годом становится всё важней. Он сказочник часто в своих комедиях. При этом сказка не выглядит сказкой, в ней такая подлинность и такая нравственная композиция соблюдена. Его пьесы – подарки и для артистов, и для зрителей. Если это правильно поставлено, испытываешь наслаждение и очищение. Знаете, я много гастролировал и по реакции публики могу сказать, есть ли в этом городе драматический театр. Это считывается по способности понимать русскую речь, а не только междометия с матом. А такая способность возникает, когда в театре идет классика, звучит красивая, правильная речь (страшный дефицит сегодня), и люди научаются ее воспринимать. Если театра нет, когда его закрывают – это страшная, невосполнимая потеря. Театр образуется из потребности, это базовое искусство. Театр – болевое искусство. «Гроза» – это о свободе и несвободе, снаружи и внутри. Несвобода внутри нас – это ужасно.
– Вы определили жанр постановки, как трагический балаган и доносите суть легендарной пьесы черед движение. Придумка балетного станка как символа несвободы – это гром и молнии по воздействию. Яркость, экспрессия – это средство зацепить молодежь?
– Это молодежь меня зацепила! Не люблю однозначную аудиторию по возрасту, не люблю разговоров, что надо что-то придумать, чтобы завлечь молодежь. Я с молодежью каждый день, я преподаю и вижу проблемы невежественности, каких-то недостатков, в которых они и не виноваты. На предпоследнем курсе попробовал 3 сцены из «Грозы» репетировать, как педагог. И была студентка Маша Золотухина, у которой получилось так затронуть, разработать материал, что возникло желание продолжить. Хотелось придумать для мощнейшей пьесы Островского какое-то сильное место действия, какое-то пространство, которое не имеет прямого отношения к описанному и бытовые подробности преобразовывает во что-то другое. И вот однажды я увидел, как молодежь танцует: три часа без остановки на юбилее у нашего замечательного артиста после фантастического капустника они импровизировали, дурачились, устраивали какие-то соревнования, аттракционы внутри танца. Было так талантливо и свободно! И я подумал: вот оно выражение свободы или мечты о ней. Станок в танцевальном зале, «канон», как традиция, которую надо соблюдать и знать, и как прокрустово ложе. В городе Калинов свой особый канон, свой набор убожества и уродливой несвободы. Задача была сложной: сохранить смысл сцен и создать особый дух с помощью балетной атрибутики. Это трудно делалось, я уже с ярмарки еду, по Шолом-Алейхему. Но мне нравится, как молодежь реагирует на эту пьесу.
– Пьесы Островского шли в Александринке и в Москве с разным успехом. Ваша «Гроза» в Москве зашкаливает положительными рецензиями и отзывами. Какую реакцию петербургской публики ожидаете? Далеко не все смогли купить билеты на сенсационную постановку. Привезете ли спектакль снова?
– Режиссер – это профессиональный зритель и должен уметь предсказать, угадать реакцию. Очень рассчитываю на мощность этого спектакля, на талант всей нашей большой команды. Конечно, мне бы хотелось, чтобы публика Петербурга-Ленинграда, моего родного города, приняла спектакль. Привезем ли снова? С удовольствием, если пригласят!
«Гроза» в постановке народного артиста России Константина Райкина прогремела мощно, с раскатами «Браво!» и громом аплодисментов.
Беседовала Мария Романова
Читайте в 40 номере ТЕАТРА+
Фото предоставлены пресс-службой Театра-фестиваля «Балтийский дом».