ЭТА БЕЗДОННАЯ ЖИЗНЬ

В декабре в Молодежном театре на Фонтанке – премьера. Народный артист России Семен Спивак представит свое видение пьесы английского драматурга Теренса Мервина Рэттигана  (1911–1977) «Глубокое синее море». В главной роли зрители увидят Эмилию Спивак.

Постановки этой драмы Рэттигана нечасты настолько, что на ум приходит лишь петербургская постановка Александра Баргмана в «Приюте комедианта» (2008). Из столичных – одноименный спектакль Павла Сафонова в Театре им. Е.Б. Вахтангова в 2007-м. Конечно, вспоминается и «Глубокое синее море» Романа Виктюка 1987-го года – с Людмилой Максаковой в главной роли. Вот, пожалуй, и всё. А жаль: Рэттиган был автором глубоким и плодовитым – им написаны почти полтора десятка пьес и не меньшее количество киносценариев.

От современников его отличало многое. Например, образование он получил в одной из старейших в Англии школ – Харроу, дающей широчайшее, фундаментальное образование, затем – в Оксфорде. Будущий драматург принадлежал к уважаемому семейству, в котором несколько поколений были юристами и дипломатами, а его дед являлся даже членом парламента. Увлечений сына, которого не занимали дамы, юридическая стезя и дипломатическая карьера, родители не одобряли. Ведь во время учебы он еще всерьез увлекся театром, да так, что драматургия вскоре стала его профессией.

Первая пьеса, носившая название «Первый эпизод», была написана Рэттиганом в 1932 году. Ее постановка успеха начинающему писателю не принесла. Вторую пьесу юноша взялся писать в соавторстве со своим близким другом Джоном Гилгудом, актером и режиссером, активным участником Оксфордского Драматического общества. Это творение и вовсе не дошло до читателей и зрителей. Лишь третья пьеса Рэттигана «Французский без слез» в 1936 году добралась до подмостков. Однако она была поставлена в лондонском театре «Критерий» (Criterion) не благодаря высокой оценке антепренерами творчества молодого писателя, а… по причине малости гонорара, запрошенного автором. Начинающий драматург страшно переживал во время репетиций и считал свой путь в драматургии уже законченным. Но комедия Рэттигана продержалась в «Критерии» целых три года! Ее оценили в Голливуде и пожелали экранизировать, что и произошло в 1939 году. Тогда же состоялась премьера спектакля по новой пьесе «После танца» в театре «Сент-Джеймс» (St. James). Казалось, слава настигла жаждавшего ее героя, но комедийного в новой драме о любви, самоубийстве и конфликте поколений было мало. Показы «После танца» продолжились чуть больше месяца. Долго горевать о провале не пришлось: надвинулась война, и драматург стал летчиком, стрелком-радистом. Нетрудно догадаться, что героями очередной пьесы Рэттигана стали летчики. Кстати, по ней в 1945 году был снят фильм «Дорога к звездам». И это уже был не случайный успех.

Востребованный кино и театром Рэттиган после войны любим публикой, известен и богат. Востребованными оказались и почти все его сочинения: если пьесу не брал театр, то Рэттиган без раздумий переделывал ее для кино. Он по-прежнему стоял особняком в ряду современников-драматургов, продолжая гнуть свою линию. Важные в послевоенной Европе вопросы его не интересовали вовсе: «Я не считаю, что темы социальные, политические или моральные имеют первостепенное значение в театральных пьесах. И уж точно не первостепенное в мотивациях персонажей и повествовании. Я не утверждаю, что слишком много авторов в наши дни уделяет внимание современным проблемам. Я говорю, что слишком многие из них не уделяют внимание ничему другому». Фактически манифест, да еще содержащий критику братьев по цеху…

Драму «Глубокое синее море» Рэттиган называл самой для себя трудной. Написанная в 1952 году, она была сразу же дважды поставлена – в Англии (более 500 показов!) и в США. В 1953 году спектакль по ней появился и на Бродвее, а в 1954-м телекомпания ВВС выпустила телеверсию истории. Интерес к пьесе, которую порой называют величайшей в творчестве драматурга, объясним: героиней сюжета является дочь священника, художница Хестер – женщина, оставившая благополучную, «приличную» жизнь со статусным мужем-судьей ради внезапно вспыхнувшей любви к выпивохе-летчику. Ради любви не состоявшейся, скорее односторонней, чем обоюдной. Любви, растоптавшей Хестер и предложившей ей поистине гамлетовский выбор – жить или умереть.

Увы, одноименная киноверсия пьесы, которую воплотил в жизнь в 1955 году режиссер Анатоль Литвак, получила одни нарекания. В создании ленты принимали участие две студии – английская London film и заокеанская Twentieth Century Fox, роль главной героини играла сама Вивьен Ли, а ее мужа – Кеннет Мор, успевший сыграть своего героя на подмостках и на телевидении.

Роль Хестер официально считается провалом великой Вивьен Ли, которую обвиняли в… излишней красоте (театральная актриса Пегги Эшкрофт, сыгравшая Хестер раньше Ли, особой красотой не отличалась) и чопорности, а также в недостатке у героини эмоций. Вспоминать о фильме не любила и сама актриса, переживавшая в то время не лучший период. Но, думается, стыдиться ей было нечего. Жозефина Боттинг («Британский институт кино») так пишет об этой роли Ли: «…Критики не смогли уловить тонкость и сдержанность ее игры, которая так хорошо подходит к персонажу Хэстер, женщины, эмоционально истощенной после драматического отказа от условностей и респектабельности брака. В ключевые моменты Хэстер в исполнении Ли теряет бдительность, и ее отчаяние и желание, явно противоречащие ее природе и воспитанию, выходят на поверхность. Сопротивляясь долгое время, она потеряла всё, поддавшись неустанному и, в конечном счете, эгоистическому преследованию Фредди. У нее не осталось сил справиться с причиненными страданиями, которые, по ее глубокому убеждению, она, должно быть, заслуживает».

На родине драматурга не только «Глубокое синее море», но и другие его пьесы не преданы забвению. Их ставят в театре Кэрри Крэкнел и Бренда Коттис, экранизации снимают Майк Фиггис и Теренс Дэвис. На сцене разных героев Рэттигана играли Бенедикт Камбербэтч, Хелен МакРори, Ник Флетчер, в кино – Дэвид Суше, Рэйчел Вайс, Том Хиддлстон. Так о чем же писал Рэттиган, если он словно магнит притягивает режиссеров и актеров уже двух столетий?

В своих пьесах автор никогда не выступал ни обвинителем, ни адвокатом своих героев, которые не были политиками, моралистами или отъявленными негодяями. Они были людьми (часто из высшего общества), которые жили – оступались, влюблялись, хитрили, шли напролом, расставались, падали духом или возрождались из пепла. Драматург не давал ответов на поставленные вопросы. Его волновали многообразие человеческой жизни, неравенство чувств в любви, любовные треугольники, психическое здоровье, самопознание, проблема выбора, целесообразность человеческих поступков и многое другое. Он часто скрывал за характерами своих героев собственные переживания, но писал о ситуациях, чувствах и эмоциях, понятных каждому. Английский актер и сценарист Майкл Билингтон так говорит об этом: «Немногие драматурги этого столетия писали с большим пониманием человеческого сердца, чем Теренс Рэттиган». Неплохо бы и нам всем лучше понять человека, творившего для всего человечества, но умершего в одиночестве и направившего всё свое состояние на благотворительность. Все гонорары за его пьесы ушли в Денвилл-холл – дом для актеров-пенсионеров...

+Екатерина Омецинская

Читайте в 40 выпуске журнала ТЕАТР+

Фото: предоставлены пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке