ТЕАТР У НАРВСКИХ ВОРОТ. КОМАНДА ОСОБОЙ ГРУППЫ КРОВИ

Театр у нарвских ворот появился наперекор времени. Валентина Лутц создала «Театр-студию новый театр» в 1990 году, когда в стране всё рушилось. Но к этому времени дочь и внучка ленинградских немцев научилась не сдаваться и упорно идти сквозь бурелом щедро рассыпанных судьбою проблем. Хотя со стороны ее приход в профессию и походка по жизни казались легкими и волшебными.

– Театр вырос из благодарности величайшим людям. Это был оммаж Мастеру. В 1990 году ушел-сгорел в свои 49 лет за 4 месяца до выпуска нашего курса режиссеров драмы Юрий Маркович Зандберг. В его честь и в память об Ольге Филипповне Климановой я создала свой театр.

Почему именно детский театр? Это желание дать опору в хаосе разрухи самым незащищенным?

– Лихими девяностыми эти времена окрестят позже. Мы не знали, что нас ждет впереди, просто жили и хотели творить. Тогда театры опустели, не до культуры, когда тебе зарплату выдают кастрюлями. Начался массовый исход артистов, я тоже приняла решение уходить из театра и обсудила это с Юрием Марковичем. И он дал мне подсказку: «Я бы сделал детский театр. Там отношения чище, репертуарная политика и зритель спасают от интриг». Он был прав. Я сделала детский театр и ни минуты не жалею. Да, раз 50 собиралась уволиться, три раза меняла труппу, потому что мечтала о команде особой группы крови. Сейчас у нас потрясающий коллектив! Красивые, умные, харизматичные, пластичные, поющие. Смотрю на них, радуюсь и горжусь.

Как удалось не просто выжить, а стать центром притяжения в театральном Петербурге?

– Это был целый квест по лабиринту проблем. Но всегда помогали друзья. Например, думаю, как выплатить зарплату артистам, и тут звонок от знакомого налогового инспектора: «Тебе деньги нужны? Тут благотворитель ищет, кому пожертвовать…» Или наш легендарный белый «Мерседес», который появился благодаря дружеской поддержке и буквально спас, когда другие театры замолчали. Мы колесили на нем со спектаклями, декорациями по городу и области. И сейчас много ездим, у нас два автобуса. Мы всё время двигались, не сидели и не ждали перемен. Всегда ставили красивые спектакли с качественными костюмами, до секонд-хэнда никогда не опускались. Я выпускала «Все мыши любят сыр» с бюджетом постановки БДТ. Они до сих пор в репертуаре, в хорошем состоянии, не изношены. Мы списали только самый первый спектакль – «Трех поросят» – и сделали новый в этом году.

В 1991 году театр стал государственным и получил новое название – Государственный детский драматический «Театр у Нарвских ворот». С 2021 года театр находится в ведении Комитета по культуре Санкт-Петербурга. За время движения по творческому пути театр под руководством заслуженного работника культуры РФ Валентины Лутц подарил миру более 50 спектаклей. Слава о коллективе разошлась далеко за пределами Кировского района. Например, спектакль «Кентервильское привидение» поставлен совместно с македонским театром «Бабец», а в рамках проекта «Искусство без границ» театр много лет сотрудничал со школой «Борис» (Гетеборг, Швеция), в результате чего родился спектакль «Фрёкен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга на шведском и русском языках. Пластический спектакль «Пастушка и трубочист» был поставлен совместно с театром из Дании. В багаже театра большое количество наград различных отечественных и зарубежных фестивалей: от Гран-при до «Лучшего спектакля». Очень дороги основателю и руководителю дипломы «За высокую культуру работы с детской аудиторией», «За вклад в развитие национальной культуры и воспитание нового поколения россиян», «За вклад в развитие детского театра».

– В прошлом году мы стали единственным детским театром, которому была присуждена премия Правительства Санкт-Петербурга в номинации «За достижения в развитии театрального искусства для детей». Мы стали театром-домом уже для нескольких поколений. К нам до сих пор ходят зрители из нашего первого зала на Оборонной. Многие уже внуков приводят. Мы их узнаем, как родных, взаимно радуемся встрече.

В 2016 году создан проект «Интеграция особых детей в пространство театра», который проходит в мае и объединяет различные центры, которые работают с детьми с особенностями развития. Спектакли специально адаптируются для маленьких зрителей с различными заболеваниями.

– Артистам, конечно, тяжело, важно найти контакт с необычным зрителем. Но у нас есть опыт работы с библиотекой для слепых и слабовидящих на Петроградской. Директор увидела нас и позвала. Команда – молодцы, успешно справляются. Для кого-то играем пластические спектакли, другим – постановки с тактильными приемами. Стараемся придумать что-то интересное и душевное. В этом году делали разборную декорацию в форме дерева, вешали на веточки сердечки с фотографиями спектаклей, и детки получали их в подарок, уносили с собой частичку сердца театра.

С 2021 года театр проводит Международный фестиваль детских камерных театров «Волшебный фонарик» при поддержке комитета по Культуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей.

– Получив новый статус и поддержку Комитета, мы обрели иные возможности и другой масштаб. Вот и собственный фестиваль проводим на таком уровне, что через неделю после закрытия уже получили заявки на следующий! И сами активно «выходим в люди». Недавно вернулись из Москвы с фестиваля «Территория. Kids», арт-директором которого является Юлия Пересильд. Наша «Фабрика слов» произвела впечатление.

Тепло принимали артистов в Мариуполе с «Бременскими музыкантами». Всегда ждут в Крымском ТЮЗе, с которым уже 6 лет дружат и обмениваются спектаклями в рамках «Больших гастролей». Принципиальная позиция художественного руководителя приглашать разных режиссеров с различными взглядами на творчество прорастает в репертуарном плане оригинальными постановками.

– Один режиссер выбирает команду и идет с ней по жизни, остальные артисты, будь они хоть семи пядей во лбу, стоят в стороне. Я провожу другую политику, поэтому труппа занята, и зритель всегда может выбрать что-то интересное для себя, ведь у каждого постановщика свой почерк, свой стиль, своя эстетика. Пусть твердят, что дети сейчас другие, я убеждена, что эстетическое воспитание важно в любое время. Ребенок и в XXI веке всё происходящее воспринимает на эмоциональном уровне, считывает визуальный ряд и уносит что-то важное для себя. К нам с грудничками приходят! Мамочка держит малыша, смотрит спектакль и впитывает красоту.

Много лет назад малышка Валентина проснулась прекрасным солнечным утром перед новогодним утренником и увидела рядом с кроваткой переливающиеся башмачки. Бабушка обшила туфельки тканью, украсила блестками и снежинками. Это было волшебно и сказочно. Сияющий образ из детства до сих пор указывает путь героине Театр+. И как бы ни было сложно, она продолжает дарить добро и сказку миру. Со своей командой особой крови.

+Ирина Мохова

Читайте в 40 номере журнала ТЕАТР+

Фото: пресс-служба театра