СЕРГЕЙ ПЕРЕГУДОВ: «ТЕАТР – ЭТО НЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТЕКСТА»
«Академия смеха» по пьесе японца Коки Митани в постановке режиссера-дебютанта Федора Пшеничного – одна из февральских премьер Театра им. Ленсовета.
Завязка сюжета, когда к чиновнику «от культуры» приходит драматург, чтобы получить разрешение на исполнение своей пьесы в театре, во времена тотальных ограничений кажется как никогда актуальной.
Зрителя ждет увлекательный психологический поединок автора и цензора, детальная проработка конфликта художника и власти без отсылок к месту и времени действия.
«ТЕАТР+» в преддверии премьеры встретился с известным петербургским актером Сергеем Перегудовым, которому досталась в этой постановке роль Цензора, и узнал, как проходят репетиции.
– «Академия смеха» – пьеса, написанная японским автором, с середины 1990-х годов с успехом идет в театрах по всему миру. Здесь есть над чем подумать и есть что играть. Каким было ваше первое впечатление от этого материала?
– Я думаю, что это пьеса-подвох. Она настолько многослойная, что пытаясь определить ее какой-то одной фразой или мыслью, налепив на нее некое клеймо, мы ее делаем плоской. Там столько всего намешано: и театр абсурда есть, и от Беккета что-то, абсолютно не понятно было, как это играть.
Для меня важно, как показана здесь многослойность любого человека. Герои в течение нескольких дней претерпевают значительные метаморфозы – тот, кто был жестким, стал мягким, – и наоборот. Их швыряет «из огня да в полымя», они сами не знают, куда заведут их страсти.
Они оказались в какой-то пластилиновой сфере, мир пластилиновый, где нет ничего прочного и устоявшегося. Кроме того, эта пьеса, как мне кажется, опасна и одновременно прекрасна тем, что она может тебя обезоружить, ты тут ни за чем не спрячешься.
– Кто был инициатором этой постановки?
– Это было решением Федора Пшеничного. Мне понравилась эта идея и выбор пьесы, ведь она на грани бытовой и абсурдной.
– «Академия смеха» – режиссерский дебют для Федора Пшеничного. Как вам работается с молодым режиссером?
– Да, у Федора состоится режиссерский дебют. В постановке он еще и композитор, а в этом деле он уже показал себя с лучшей стороны: написал музыку к нескольким спектаклям, а именно к «Утиной охоте», которая номинирована на «Золотую маску», к «Тартюфу». Он прекрасный композитор, шикарный музыкант, артист. У него есть амбиции расширения своего творческого поля. Надо сказать, что в его режиссерском дыхании есть интересные мысли и вбросы. Так как он молодой режиссер, разумеется, в нашем проекте у него есть поддержка, подстраховка в виде режиссера-консультанта Олега Александровича Левакова.
– Вы часто участвуете в таких проектах с молодыми режиссерами?
– Наверное, в первый раз. Ощущения свои от работы смогу описать чуть позже, наверное, но сейчас пока всё хорошо, мы вместе проходим творческий тернистый путь.
– А важен возраст для режиссера?
– Хороший вопрос. Я бы так сказал: окончательный ответ можно дать после премьеры, конечно. Да, жизненный опыт важен для режиссера, он влияет на его мировоззрение, на лаконичность мысли. Но Федор очень талантливый человек, глубокий, и это самое главное. Я в его возрасте не был настолько глубок. Возможно, в более взрослом возрасте ему нелегко придется, появится больше каких-то метаний внутренних, сомнений, мучений, но это неизбежные вещи, сопровождающие талант.
– Каким вы увидели вашего персонажа Цензора?
– Прелесть театра в том и заключается, что твое видение героя на старте репетиций и на выходе спектакля могут различаться кардинально.
После встречи с пьесой ты ее себе как-то в голове обрисовываешь, а когда начинаешь репетировать, взаимодействовать с режиссером, с партнером, что-то уходит на второй план. Казалось бы, то, что вчера было самым главным, оно уходит, чтобы «не жирнить» персонажа, не мазать кистью большими мазками, а работать тонко. Автор и Цензор – это… рыжий и белый клоун.
Герои, я бы так сказал, являющиеся необходимостью друг для друга. Казалось бы, Цензор находится над Автором, он хитер и расставляет своему оппоненту множество ловушек. Драматург, номинально подчиняясь чиновнику и находясь под ним, отнюдь не пассивная сторона. Еще неизвестно, кто больше попадается…
– Пьеса «Академия смеха» написана для двух артистов. Ваш партнер – Илья Дель. Каков его Автор?
– Илюха прекрасен! Я с ним первый раз на сцене. В роли Автора он великолепен: очень содержательный и яростный по темпераменту, при этом абсолютно «пластилиновый», а это и интересно в роли драматурга, потому что Автор вроде как бы ответствует всем выпадам Цензора, но в конце концов последнее слово остается за ним. Эту роль в изначальной задумке режиссера должен был играть Никита Волков, но у него изменились жизненные обстоятельства, он ушел из проекта. Мы долго думали, кто может сыграть эту роль, и Илья подошел идеально.
– Если сравнивать эту работу с предыдущим театральным опытом, что она вам дает на данном этапе?
– Эта постановка – это такой спринт, забег на двоих – мы все время на сцене, без перерывов, – когда нельзя вдохнуть воздуха за кулисами, здесь даже переодеваний нет. Конечно, это выжимка, тест на прочность. Если честно, давно не было у меня марафона на такую дистанцию.
Я несколько лет уже ничего не репетировал, с премьеры «Мертвых душ», только снимался. Играл старые спектакли, их довольно много, поэтому у меня было ощущение, что я в обойме. Сейчас идут репетиции с утра до ночи, и в этом есть своя прелесть. Потребовалось время, чтобы «мышцы» все вспомнили, мышцы я имею в виду душевные.
«Академия смеха» – очень современная пьеса, при работе с ней надо быть предельно аккуратным и осторожным, потому что при кажущейся простоте она довольно многослойная, и мне интересно эту многослойность вскрывать. Театр – это нечто большее, чем просто иллюстрация текста, это не просто выученный текст и правильная мизансцена. Все-таки должен быть момент театрального привноса, моего личностного… А какой без этого смысл твоего присутствия в этой профессии?
Беседовала Надежда Кокарева