БОРИС ГРИГОРЬЕВ. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Григорьев. Портрет сына  художника Кирилла. Х.М. 60,5х50 см

Когда театр проникает в музей, путешествие в мир искусства сопровождают несколько муз. Клио и Мельпомена покровительствуют создателям спектакля-променада на выставке Бориса Григорьева «Первый мастер на свете» в Музее Фаберже. Команда молодых художников и театральных деятелей встречает гостей в новом выставочном пространстве Шуваловского дворца, вручает билет-программку, интригует предсказанием поэтическо-песенного фланирования по экспозиции. Воспоминания, дневниковые записи, письма усиливают зрительные впечатления от работ Бориса Григорьева.  Историю жизни и творчества мастера рассказывают персонажи его картин. Атмосфера начала ХХ столетия проникает в пространство со звуками стихов поэтов Серебряного века, сочинениями Рахманинова, романсами и народными  песнями.

Забываешь, что находишься на набережной Фонтанки в 21 веке, когда скользишь взглядом по улочкам Москвы и деревенькам Рассеи, закоулкам Парижа и  горным вершинам. Видишь глазами художника выдающихся современников. Григорьев был одним из самых дорогих и престижных портретистов России, создал удивительные образы Рахманинова и Скрябина, Шаляпина и Мейерхольда, Рериха и Горького. Культурно-исторический Фонд «Связь времен» собрал и впервые представил шедевры Григорьева широкой публике. 200 работ из собственной коллекции Фонда, частных коллекций и крупнейших музейных собраний:  Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Творчество Григорьева впервые представлено столь ретроспективно и масштабно, показаны разные сферы его художественных интересов — от рисунка до декоративного панно, предназначенного для праздничного оформления Петрограда первых революционных лет.

Особый магнетизм в зале с грандиозным полотном «Ревизор». Борис Григорьев был человеком разносторонним и оставил художественный след уникальными циклами иллюстраций к произведениям русских классиков. Помимо гоголевских героев на выставке можно увидеть созданные им образы к роману «Братья Карамазовы».

Улица  блондинок

Перетекая из зала в зал, наблюдаешь метаморфозы в творчестве художника. его стилистические поиски себя, погружение в мир литературы, театра, музыки, путешествия по миру, изучение живописных школ Франции, Германии, Скандинавии сформировали его как яркую индивидуальность. Кто-то может соотнести стиль Григорьева с манерой Павла Филонова или Марка Шагала, Юрия Анненкова или Кузьмы Петрова-Водкина. Но резко отличительная индивидуальность не позволяет вписать его ни в одно из направлений в искусстве начала ХХ века.

«Сейчас я первый мастер на свете. <…> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости».

Заканчивается променад, перевёрнута последняя страничка программки. Сквозь графичное начертание берёз пробивается цитата-надежда: «Буду ждать, когда вы возьмёте меня в Россию… Для нас, художников, Россия – ещё полная тайна, Россия– чудо, Россия – мать.»

Стремившийся вернуться на Родину художник вернулся спустя столетие. Возвращаемся и мы на Фонтанку с богатством открытий, впечатлений и размышлений о «гремучей доблести грядущих веков, о высоком племени людей».

+Ирина Мохова

Фото: пресс-служба музея Фаберже