LOOKBOOK. «И и Я. КНИГА ОБ ИЕ САВВИНОЙ»

В сегодняшней рубрике «LookBook» поговорим о книге «И и Я. Книга об Ие Саввиной», рассказывающей историю талантливой актрисы театра и кино, народной артистки России и лауреата нескольких престижных отечественных премий. Сама про себя героиня книги говорила: «Я— лучшая актриса среди журналистов».

Путь Ии Сергеевны к театральным подмосткам был не тернистым, но очень необычным. С детства ей нравилась литература и она мечтала стать преподавателем. Поступить на филфак МГУ у нее не получилось, так как прием документов к моменту ее приезда в Москву был уже закончен, так что вариант оставался только один –поступать на журфак.

Любовь к литературе сочеталась с еще одной страстью — театром. В университете Ия совмещала учебу с занятиями в драматическом кружке. В 1955 году состоялся актерский дебют актрисы в любительском спектакле «Машенька». После чего Ия Сергеевна решила пойти в Студенческий театр МГУ. Первое время она служила там костюмером, а после стала пробоваться на маленькие роли.

Первая большая роль пришла к Ие довольно случайно. В 1958 году Ролан Быков начал подыскивать актеров для своего нового спектакля «Такая Любовь», а руководитель студенческого театра порекомендовал Саввину на главную роль.

После спектакля «Такая любовь» выпускницу журфака стали приглашать играть в театре и в кино, но она не соглашалась: хотела работать по специальности. Но от главной роли в фильме «Дама с собачкой» Ия отказаться не смогла. На съемки Саввину позвал Алексей Баталов — он заметил актрису и предложил прийти на пробы.

В 1960 году Юрий Завадский пригласил Ию Саввину в Театр им. Моссовета , где она дебютировала в спектакле «Нора» по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена.

Пиком карьеры актрисы, наверное, стало предложение Олега Ефремова в состав труппы МХАТа в 1977 году. «Я пришла работать не в Художественный театр, а к Олегу Николаевичу Ефремову»,— писала позже артистка.

О жизни актрисы написал книгу Анатолий Васильев, актёр, муж Ии Сергеевны.

Вот что пишет Анатолий Васильев в аннотации к книге: «Для чего пишутся дневники? Если они потом не уничтожаются... Вероятно, один из мотивов таков: «Сейчас я могу это доверить только листу бумаги, а "потом" пусть судьба распорядится». Судьба распорядилась так, что благодаря небрежному отношению к своим записям (вот уж не стремилась «увековечиться») Ия предоставила мне возможность тут и там находить её тетрадочки, неряшливо исписанные «ежедневники» (часто без дат), одинокие листочки… Ия, если ты где-то в глубине души предполагала когда-нибудь, в другой жизни, выдрать из ноосферы эти события и овеществить их, то я делаю это, в надежде, что я научился тебя понимать. Если нет, прости меня.»

Фото: пресс-служба Дома книги