ИЛЬЯ АРХИПОВ: «12 СТУЛЬЕВ» – СПЕКТАКЛЬ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

ТЕАТР ЭСТРАДЫ ИМ. АРКАДИЯ РАЙКИНА НАЧИНАЕТ НОВЫЙ СЕЗОН С ПРЕМЬЕРЫ.

РЕЖИССЕР ИЛЬЯ АРХИПОВ ПРЕДСТАВИТ ПУБЛИКЕ СВОЮ ВЕРСИЮ ПРОЧТЕНИЯ РОМАНА ИЛЬФА И ПЕТРОВА «ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ». АФИШИ ОБЕЩАЮТ  ЗРИТЕЛЮ МИСТИЧЕСКОЕ ФРИК-КАБАРЕ СО ЗНАКОМЫМ С ДЕТСТВА НАЗВАНИЕМ. В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ЖАНРА И ПОЧЕМУ ИСТОРИЯ О ДВУХ АВАНТЮРИСТАХ В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ АКТУАЛЬНА В
XXI ВЕКЕ, ТЕАТР+ УЗНАЛ У АВТОРА ПОСТАНОВКИ.

– Репертуар Театра Эстрады им. Аркадия Райкина сегодня разнообразен. Здесь есть место и мюзиклам для семейного просмотра, и нескучной классике, и лирическим или эксцентричным комедиям. Когда и как появилась идея добавить к этой мозаике название «Двенадцать стульев»?

– Мысль о том, что «Двенадцать стульев» должны появиться в репертуаре театра Эстрады, возникла еще несколько лет назад, в год, когда отмечали круглую дату со дня написания этого произведения. Но тогда мы решили отложить эту идею на будущее и сделать акцент на формирование нашего оригинального репертуара, обратиться к семейной аудитории, чтобы вырастить поколение маленьких зрителей, а взрослых подготовить к спектаклям синтетического жанра. В этом году мы поняли, что и артисты, и публика готовы прочитать этот роман по-новому.

– Судя по тому, что у романа довольно богатая кинематографическая и сценическая история, история о двух авантюристах в поисках сокровищ не устаревает. Как вы думаете, почему роман не теряет актуальности для театра сегодня?

– Для меня этот роман актуален не только сегодня, он актуален всегда, как произведения Гоголя, например. У него, что ни возьми: «Ревизор», «Женитьба», даже «Старосветские помещики» – все это современно, несмотря на сказочный подчас язык. Вы знаете историю создания «Двенадцати стульев»? Валентин Катаев, будучи уже признанным мэтром советской литературы, хотел сделать из двух молодых литераторов, как сейчас бы сказали, «литературных негров», которым он будет подкидывать идею, они будут ее «расписывать», а он будет с этого иметь проценты. И вот, когда он прослушал первые главы этого произведения, он сказал: «Я умываю руки, это ваш роман, делайте, что хотите». Я думаю, что они, сочиняя эту историю, собирая ее, комбинируя ее из разных новелл, не предполагали, что роман заживет собственной жизнью. То же самое происходит и с нашим спектаклем – он развивается по своим законам. Кто-то увидит в романе только авантюрную комедию, а кто-то разглядит в нем «Мертвые души» XX века, энциклопедию русской жизни переходного периода. Очень смешное произведение, очень грустное, очень «про сейчас». Мы же сейчас тоже находимся в таком переходном состоянии, в нашей истории наступает новое время, новый этап, есть люди, способные принять перемены и приспособиться к новым условиям жизни, есть те, кто этого не смог. И те, и другие могут оказаться в нашем зрительном зале.

– Жанр будущего спектакля в афише определен как фрик-кабаре. Откуда появилось это определение?

– Мне очень близка эстетика кабаре, бурлеска, шоу и, я считаю, что этот жанр на сто процентов подходит роману «Двенадцать стульев». Каждый персонаж, которого встречают Остап Бендер и Киса Воробьянинов, своего рода резиденты этого кабаре. Они все фрики, они все странные, опять-таки, как и в «Мертвых душах». Этот такой, этот сякой, прижимистый, благостный... Возможно, то, что мы делаем, ближе к бурлеску. Да, у нас будет мистический бурлеск в двух отделениях по мотивам романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Почему мистический? Потому что Ильф и Петров – явно ученики Гоголя, продолжатели эстетики Булгакова и всех моих любимых авторов.

– Кто главный герой в этом фрик-кабаре? Киса или Бендер?

– Это дуэт, где один человек предлагает авантюру, а второй на нее соглашается, поэтому в нашем спектакле сделан акцент на образе Кисы, на его мироощущении. Желание легко и быстро разбогатеть – что нашему человеку очень близко – позиция не Бендера, а Кисы. Быстро и сразу, и желательно не сильно запариваться. И Остапа он привлекает, чтоб тот сделал за него большую часть работы.

– А кто тогда Остап Бендер?

– Этот герой гениально характеризует сам себя: «я не уголовник, я идейный борец за денежные знаки», то есть он не то чтобы любит деньги, они ему нужны  как средство. Он идейный борец, для него добыча и движение к поставленной цели – в этом смысл. При этом, как у самурая, у Остапа Бендера «нет цели, у Остапа Бендера есть путь»! Каждый из нас немного Остап Бендер. И любой артист, который согласился на эту роль – он уже Остап Бендер, потому что он пошел на эту авантюру.

– Эстетика кабаре и бурлеска требует особого внимания к декорациям и костюмам, а также к музыкальному оформлению.

– Огромная команда работает над всей этой историей. Алена Пескова рисует грандиозную коллекцию костюмов. Они все яркие, пышные, блестящие, нет ни одного повтора, ни одного похожего костюма. Кроме того, мы пригласили известного бьюти-блогера Медового Макса, чтобы он поработал над гримом артистов, и его работа стала такой «вишенкой на торте» в завершении образов резидентов кабаре. Декорации придумал Стас Никитин, актер нашего театра, который закончил еще и МХАТ как художник-сценограф. В спектакле они минималистические, ведь театр у нас небольшой. Мне очень нравится один элемент, который берет на себя большую смысловую нагрузку –  такая зеркальная рама, как в грим-уборной. Эдакое кривое зеркало, отражающее нашу действительность. Что-то из старых постулатов театра – о том, что сцена является отражением зрительного зала. Что касается музыкального оформления, то это будут каверы, необычные обработки современных музыкальных композиций из XXI века, Любопытные получаются диссонансы, сочетания, допустим, каких-то современных поп-композиций и эстетики рока. Люди будут сначала думать: «Вот что-то знакомое, а-а-а, так это же... Ну, класс!»

– Роман «Двенадцать стульев» очень густонаселенный. Насколько большой актерский состав занят в постановке?

– Много народу, много. 18 человек в итоге получается. Таня Калашникова, Геннадий Валентинович Спириденков, заслуженный артист России, к нам присоединился, даже из другого города приезжают артисты, соратники мои в других коллективах, например, Антон Дмитров из Челябинского академического театра драмы. Я пригласил работать приличную когорту молодых артистов, выпускников. Конечно, все они авантюристы – в такой короткий срок, летом, в жару, поставить сложнейший материал.

– Для вас лично, как для режиссера, какую роль сыграла эта постановка?

– Для меня этот спектакль стал во многом неким рубежом, подведением итогов и подготовкой к новому жизненному этапу. Здесь мы постарались показать разные грани эстрадного театра, соединить жанр кабаре и мою любовь к символизму, к театральному мистическому символистскому авангарду, к тому, что написано «мелкой кисточкой» и красиво сделано. Безусловно, «Двенадцать стульев» – это шоу, и человек, любящий хорошее качественное развлечение, его получит. Но здесь в глубине, за всеми этими развлекательными элементами кроется нечто интересное, сложное, и нужно просто обратить внимание на какую-то мелочь, и после этого станет гораздо интереснее смотреть.

slider

Беседовала Надежда Кокарева