«ЗОЛОТОЙ СОФИТ». 10 ЛУЧШИХ СПЕКТАКЛЕЙ СЕЗОНА

В таком городе как Санкт-Петербург, с обилием и разнообразием театральных предложений, поклонники этого искусства часто сталкиваются с проблемой выбора. Хорошим ориентиром для любителей театра всегда были результаты различных премий. В северной столице, пожалуй, самую объективную картину театрального процесса города дает высшая театральная премия «золотой софит», которая в этом году отметит круглую дату – 30 лет. «ТЕАТР+» предлагает вам «золотой» культурный маршрут – лучшие спектакли Санкт-Петербурга.

Большая форма

ЧАЙКА

Режиссер-постановщик Лев Додин

Художник Александр Боровский

Малый драматический театр – Театр Европы

Ближайшие показы: 6 и 7 февраля, 16, 17 и 19 марта

Лауреат премии «Золотой Софит» в номинациях:

«Лучший спектакль большой формы»

«Лучшая работа режиссера» – Лев Додин

«Лучшая женская роль» – Елизавета Боярская

Додинская «Чайка» стала рекордсменом XXIX премии «Золотой Софит». Сразу три статуэтки авторства скульптора Владимира Горевого уехали в Малый драматический театр. Режиссер Лев Додин вернулся к чеховской «Чайке» через двадцать с лишним лет, пересмотрев авторский текст согласно веяниям нового времени: режиссер вырезал из пьесы несколько второстепенных персонажей, а реплики главных героев перераспределил между оставшимися так, что они обрели свежее звучание. Перед нами уже не история про «пять пудов любви», а скрупулезный анализ самореализации личности.

Малая форма

ПАЛАТА №6

Режиссер Анатолий Праудин

Сценография и костюмы Ксения Бурланкова

Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Ближайшие показы: 17 февраля, 25 марта

Лауреат премии «Золотой Софит» в номинациях:

«Лучший спектакль малой формы»

Специальный приз экспертного совета – Виктор Бугаков

Знаменитая чеховская история в ярком прочтении художественного руководителя Экспериментальной сцены Театра-фестиваля «Балтийский дом» Анатолия Праудина. Режиссера, который способен заглянуть внутрь самых сложных cостояний человеческой души. Интересно, что во время работы над спектаклем «Палата № 6» в настоящую клинику устроились работать санитарами автор пьесы и актер Виктор Бугаков и режиссер Анатолий Праудин.

Опера

НАБУККО

Дж. Верди в постановке Анны Шишкиной

Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев

Художник по декорациям Петр Окунев

Мариинский театр

Ближайшие показы: 15 февраля

Лауреат премии «Золотой Софит» в номинациях:

«Лучший оперный спектакль»

«Лучшая мужская роль» – Ариунбаатар Ганбаатар

Эта опера считается первой по-настоящему вердиевской оперой и одним из лучших творений итальянского композитора. Сюжет основан на библейской истории о жестоком вавилонском царе Навуходоносоре, вставшем на путь истины; персонаж прошел через триумф, предательство и безумие. Это сложное многомерное произведение – и сюжетно, и музыкально.

Балет

ДВЕНАДЦАТЬ

Композитор Борис Тищенко

Хореограф-постановщик Александр Сергеев

Музыкальный руководитель Валерий Гергиев

Дирижер Арсений Шупляков

Художник Леонид Алексеев

Мариинский театр

Лауреат премии «Золотой Софит» в номинации «Лучший балетный спектакль»

Балет «Двенадцать» был написан композитором Борисом Тищенко для Театра оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинского) в начале 1960-х и шел на его сцене в хореографии Леонида Якобсона. Спустя 60 лет Александр Сергеев представил новое прочтение музыки Тищенко. Для авторов спектакля поэма Блока «Двенадцать» стала поводом поразмышлять о том, что «иногда люди могут собственными руками устраивать на Земле ад». Постановщики намеренно не задают действию временных координат, подчеркивая, что происходящее может иметь место как в 1918 году, так и сегодня. Не иллюстрируя поэму, они объединяют в своем спектакле музыку, танец и слово.

ОЗОРНЫЕ ЧАСТУШКИ

Родион Щедрин

Хореограф Вячеслав Самодуров

Дирижер Арсений Шупляков

Художник Анастасия Нефедова

Театр балета имени Леонида Якобсона

Ближайшие показы: 8 февраля

Лауреат премии «Золотой Софит» в номинации «Лучший балетный спектакль»

«Озорные частушки» на музыку Родиона Щедрина в прочтении Самодурова превратились в азартное, наполненное юмором и дерзким напором танцевальное многоголосье, где артисты соревнуются в виртуозности. «Получился балет-аллегро без единого замедления, – говорит хореограф Вячеслав Самодуров. – Главное у Щедрина – юмор, энергия, напор. И танцовщики их схватили». Танцевальный драйв новой постановки поддерживают дерзкие цветовые контрасты в костюмах и оформлении сцены, выполненные Анастасией Нефедовой.

ДОЧЬ ФАРАОНА

Хореография Мариуса Петипа.

Хореограф реконструкции Тони Канделоро

Музыкальный руководитель Валерий Гергиев

Мариинский театр

Ближайшие показы: 25 марта

Лауреат премии «Золотой Софит» в номинациях:

«Лучшая женская роль в балетном спектакле» – Виктория Терешкина

«Лучшая мужская роль в балетном спектакле» – Кимин Ким

«Дочь фараона» – реконструкция первого многоактного балета Мариуса Петипа (1862), выпавшего из репертуара Мариинского театра почти на 100 лет. Амбициозный проект, настоящий балетный блокбастер, возрождение которого потребовало огромных финансовых вложений и серьезного напряжения труппы. Для выпуска спектакля Мариинский театр пригласил итальянского специалиста по старинной хореографии Тони Канделоро, который за два месяца собрал спектакль, лежавший «на полке» около года после отказа от сотрудничества с российскими театрами хореографа Алексея Ратманского, начинавшего работу над постановкой.

Мюзикл

ПЕТР I

Фрэнка Уайлдхорна в постановке Юрия Александрова

Музыкальный руководитель Алексей Нефедов

Сценограф Вячеслав Окунев

Театр Музыкальной комедии

Ближайшие показы: 2, 3, 4 февраля, 1 марта

Лауреат премии «Золотой Софит» в номинациях

«Лучший спектакль в оперетте и мюзикле»

«Лучшая женская роль в мюзикле» – Агата Вавилова

«Лучшая работа художника в музыкальном театре»

Еще один рекордсмен премии «Золотой софит-2023» – три награды заняли свое почетное место в Театре музыкальной комедии. Авторы мюзикла – один из самых именитых американских композиторов XXI века Фрэнк Уайлдхорн и известный российский драматург Константин Рубинский постарались передать в своем сочинении масштаб личности Петра и показать его не «Медным всадником», а земным человеком, с его мечтами и сомнениями, любовью и устремленностью в будущее.

Независимый театр

КРАСНЫЙ ФОНАРЬ

Режиссер Дмитрий Крестьянкин

Музей театрального и музыкального искусства

Ближайшие показы: май

Лауреат премии «Золотой Софит» в номинациях:

«Лучший спектакль. Негосударственные театры»

«Лучший актерский ансамбль»

Спектакль Дмитрия Крестьянкина разыгрывается в помещениях Театрального музея, именно там, где до революции находилась дирекция императорских театров. Отправной точкой замысла стали воспоминания последнего директора императорских театров Владимира Теляковского, прослужившего в этой должности почти двадцать лет и отправленного в отставку весной 1917 года. Из его писем и дневников складывается картина жизни людей искусства накануне народного бунта. Авторы постановки определяют его жанр как «эпистолярное действие» о том, как ощущает себя театр во времена рушащейся империи и что чувствует человек внутри этого театра.

Театр кукол

ПОТЕРЯННЫЙ СОЛДАТ

Режиссер Руслан Кудашов

Большой театр кукол

Ближайшие показы: 22 февраля, 20 марта

Лауреат премии «Золотой Софит» в номинациях:

«Лучшая работа режиссера в театре кукол» – Руслан Кудашов

«Лучшая работа актера в театре кукол» – Виктория Войнич-Слуцкая

Пьеса «Потерянный солдат» – монологи в стихах для трех марионеток. Их герои – вневременные персонажи (Старуха-Смерть, Суламита, Потерянный Солдат), поэтому само действие выводится в метафизическое, инфернальное пространство, не лишенное очертаний реальности. Это поэтический, метафоричный, актуальный текст. Спектакль Руслана Кудашова – целиком авторское высказывание: здесь он выступает как драматург, режиссер, художник.

СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ

В постановке Руслана Кудашова

Большой театр кукол

Ближайшие показы: 10, 11 февраля, 8 марта

Лауреат премии «Золотой Софит» в номинациях:

«Лучший музыкальный спектакль в театре кукол»

«Сказка о царе Салтане» – уникальное сочетание узнаваний и открытий, путешествие по волнам памяти и дивному, завораживающему пушкинскому миру. Классические стихи звучат без каких-либо добавлений или сокращений. Но звучат необычно, в большинстве случаев это хоровые партии монахов и монахинь, волшебным образом появившихся на острове царевича Гвидона. Образное и стилистическое решение спектакля связано с обращением его авторов к древнерусской живописи, к иконописи и скульптуре. В спектакле нет «живого плана». Весь метафоричный, сказочный мир проникает к нам сквозь щели гигантских «жалюзи», за которыми скрывается настоящая тайна.