МОДА НА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ДРАМЫ

На прошлогоднем кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге ленте «свет» вручили главный приз конкурса игрового кино, а также специальный приз жюри «За лучший актерский ансамбль» и большой приз имени Армена Медведева за первое место в конкурсе «выборгский счет». Также фильм – лауреат смотров «Одна шестая» (лучший национальный игровой дебют) и «Северный характер» (приз за лучшую женскую роль). Елена Яковлева исполняет в нем роль Татьяны, у которой есть все: семья, работа, друзья, но случайная встреча возвращает ее в прошлое, которое она так долго пыталась забыть. Компанию ей составили Дарья Коныжева и Милана Владыкина.

«Свет» – уже второй полный метр одного из авторов сценария телесериала «Чики» Антона Коломейца. Сюжет фильма родился из образа, явившегося как-то режиссеру: взрослая женщина, рассеянно глядящая в даль, из которой на нее в ответ смотрит юная девушка. Постановщик начал развивать этот образ – фантазировать о том, кто эти двое и что их связывает между собой. Ответ пришел не сразу, но оказался поразительно прост – это один и тот же человек, вглядывающийся в самого себя через пелену времени. Так родилась идея показать параллель между прошлым и настоящим через призму жизни одного человека. Изобразительным решением стало включить в сюжет две параллельные временные линии, которые сливались бы воедино. В этом режиссеру, как ни странно, помогла его мама, от которой протагонистка унаследовала некоторые факты биографии.

«Время от времени в памяти всплывали истории из молодости мамы. Я стал просить ее присылать мне разные воспоминания юности, важные и неважные. В итоге таким опосредованным образом мама стала прообразом главной героини. Не было первоначальной задачи снять кино о маме, но как-то естественно это выстроилась само. Конечно, это не биография, но очень многое я позаимствовал из жизни мамы. В частности, она тоже трудится социальным работником», – рассказывает Антон Коломеец.

Родители же помогли режиссеру воссоздать на экране хорошо знакомую им атмосферу середины 1970-х: «Они много рассказывали о своей молодости, о том, как жили молодые люди в те годы, во всех бытовых и не только деталях. Папа дотошно подбирал аутентичную музыку. Мы хотели бережно рассказать об эпохе и людях, о том, что молодость – прекрасное время даже в годы застоя».

История поставила перед режиссером сложную задачу. Не только точно воссоздать эпоху, но и передать настроение юности, в которую переносится героиня. Ранее Антон Коломеец уже сталкивался с подобной задачей в своей дебютной драме взросления «Ваш репетитор», где он создавал тактильные, наполненные собственным воздухом миры. Другой важной задачей было связать двух героинь – Таню и Татьяну Сергеевну – сделать их разными, но тем не менее сущностно едиными. В этом режиссеру, кроме тонко прописанного сценария, помог очень точный кастинг. Елена Яковлева, сыгравшая Татьяну в настоящем, поражает своей проникновенностью и жизненным опытом, а Дарья Коныжева, исполнившая роль юной Тани, обаятельно колюча и ершиста, как выразился сам Коломеец:

«Таня в юности – очень интересный для меня персонаж. Обаятельная троечница, она очень любит свою подругу и с ревностью воспринимает новых друзей Марины, а также ее любовь. Она требовательна к миру и обуреваема максималистским желанием… Спустя несколько десятков лет мы видим в Татьяне Сергеевне уже другого персонажа. В ней еще остались отголоски той Тани, но она все-таки очень изменилась. Она не особо думает о себе. Не умеет рефлексировать. Это простая женщина, но простая – не значит глупая и упрощенная… В ее жизни всё хорошо сложилось: ее любят муж и сын, работа приносит ей удовольствие. Но глубоко в ней есть какая-то другая история, которая случилась в юности и живет как бы параллельно».

В мире существует великое множество песен и фильмов о любви, где дружбе отведено далеко не главное место. «Свет» – один из немногих примеров обратного. Несмотря на важные для понимания сюжета сквозные темы, обе истории чрезвычайно конкретны, почти бытописательны. Раствориться в истории помогает и безусловное драматургическое чутье Коломейца, который одинаково точно передает и речь девочек-подростков из 1970-х, и жизнь уже взрослых людей. Убедительности фильму придает психологическая достоверность и то, что в их основе лежат простые, случавшиеся с каждым, эпизоды – взросление, расставание с друзьями детства, глупые обиды, ностальгия по юности, и, конечно, сожаления о прошлом.