ПАРТА ШЕКСПИРА
Жила-была в Англии… парта. Обычная, школьная, деревянная, ничем не примечательная. Каждый день на протяжении многих лет за нее садились самые разные ученики.
Но, к большому огорчению парты, среди них не было ни одного такого, кто был бы хоть немного заинтересован в учебе. Конечно, интерес к математике и литературе среди школьников и сейчас нечасто встретишь.
Но тогда, в XVI веке, к основным предметам добавлялась еще и латынь, логика и риторика. Уроки длились по 10-12 часов в день, с понедельника по субботу, а перерыв в течение дня был только на обед.
Надо ли говорить, что каждый сидящий за партой мальчишка (девочки в то время в школу не ходили) старался хоть как-то скрасить школьные часы!
Поэтому они: рисовали смешные рожицы, вырезали на парте свои имена, танцевали на ней во время короткой переменки и спали во время скучных лекций.
Бедная парта была совершенно измучена этими шалопаями и изо дня в день мечтала, чтобы хотя бы одному из них было интересно учиться!
И вот однажды в класс вошел новый ученик. Он пришел вместо одного из тех ребят, кто бросил обучение, ведь в то время вовсе не обязательно было получать образование. Новенький выглядел не так, как остальные: его глаза блестели, волосы были аккуратно причесаны, а в руке было крепко зажато остро заточенное гусиное перо – для письма.
Парта сразу обратила на это внимание, потому что большинство мальчишек ленились затачивать свои перья, и в результате их тетради выглядели просто безобразно, а на парте то и дело оставались неприглядные кляксы.
Оглядев класс, мальчик остановил взгляд на свободной парте и поспешно занял свое место.
– Ваше имя, молодой человек? – обратился к нему учитель.
– Уильям Шекспир, – представился ученик и почтительно поклонился в знак приветствия.
«Ну, наконец-то!» – восхитилась парта и тут же одернула себя: время научило ее не делать поспешных выводов. Однако с каждым днем парта все больше убеждалась в том, что за ней оказался не обычный школяр, но будущий гений!
Он с легкостью говорил на латыни, решал математические примеры и почти никогда не делал ошибок в грамматике. Пожалуй, он огорчил парту только раз: вырезав на ней имя «Джульетта». Но это было простительно для юноши, которым Уильям постепенно становился: в конце концов, первая влюбленность часто заставляет нас совершать глупые поступки!
Из года в год парта наблюдала за успехами своего ученика, радовалась его достижениям и победам, переживала во время контрольных и ликовала после точных ответов. А когда обучение Уильяма подошло к концу, решила сделать ему прощальный подарок. Ночью, когда в классе не было ни души, парта попросила мелок написать на школьной доске две строчки:
Как школьники от книг, спешим мы к милой;
Как в школу, от нее бредем уныло.
Парта знала, что Шекспир всегда приходил первым и помогал учителю подготовиться к урокам. Так случилось и в этот раз. Заметив надпись, Уильям улыбнулся и, прежде чем стереть ее, повторил несколько раз вслух, запоминая каждое слово.
Много лет спустя, в той же школе на уроке литературы, учитель попросил ученика открыть произведение знаменитого Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». И когда тот дошел до знакомых слов, парта счастливо скрипнула. «Спасибо, Уильям! – подумала она. – Я в тебе не сомневалась!»
Модель той самой школьной парты вы можете увидеть на выставке «Сны по Шекспиру», которая проходит в Театральном музее по адресу: Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2А.