LOOKBOOK. В.И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО. «РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА»

В сегодняшней рубрике «LookBook» расскажем о Владимире Ивановиче Немировиче-Данченко, режиссёре, педагоге, драматурге, театральном критике и писателе.  А также об одном из его литературных трудов — книге «Рождение театра».

Владимир Иванович родился в городе Озургети, Грузия. Стремление обеспечить своим детям качественное образование побудило его семью переехать в Тифлис (ныне Тбилиси), где Владимир продолжил свое обучение в местной гимназии. Здесь он не только отличался в учебе, но и увлекался театром, проявив себя как талантливый драматург уже в школьные годы.

После успешного окончания гимназии с серебряной медалью в 1876 году, Немирович-Данченко отправился в Москву с намерением продолжить образование. Несмотря на изначальный выбор физико-математического факультета, его страсть к искусству привела к решению оставить университетские занятия ради театра. Этот выбор определил его дальнейшую жизнь.

Возможность встреч и общения с выдающимися личностями того времени, такими как Александр Островский, Иван Тургенев и Лев Толстой, существенно повлияла на формирование его творческой идеологии. К началу 1890-х годов Немирович-Данченко уже был известен как драматург, критик и преподаватель-наставник будущих звезд театрального искусства.

Созревшая убежденность в необходимости реформирования театра привела к встрече с Константином Станиславским летом 1897 года, и встреча эта заложила основу для создания Московского Художественного театра (МХТ). Сотрудничество двух театральных «титанов» оказало огромное влияние на развитие театрального искусства.

Немирович-Данченко активно занимался организационной работой в МХТ, способствуя его процветанию. В 1919 году он основал Музыкальную студию при МХТ, которая позднее была преобразована в Музыкальный театр. Работа этих структур под одной крышей способствовала интеграции различных видов исполнительского искусства.

С уходом Станиславского из-за болезни в 1928 году, Немирович-Данченко взял на себя всю полноту ответственности за дальнейшее развитие театра. Его руководство ознаменовалось включением в состав МХТ коллектива Московского художественного балета и объединением с Музыкальным театром во время Великой Отечественной войны.

Владимир Немирович-Данченко принимал активное участие в культурной жизни страны. Его наследие продолжает жить благодаря Школе-студии при МХТ, основанной им как часть его культурного завещания.

В своем труде «Рождение театра» Немирович-Данченко представил завершенную режиссерскую концепцию, основанную на своем учении о синтезе «трёх восприятий»: социального, психологического и театрального. Немирович-Данченко убежденно доказывал, что именно в таком триединстве кроется ключ к подлинному творчеству. Была разработана концепция «второго плана сценической жизни актера», «зерна» образа, что находится в резонансе с учением Станиславского о «сверхзадаче». Эти идеи способствовали формированию чёткого художественного видения, уверенности в психологической разработке персонажей и точности формы.

Особое значение в его работе занимает интеграция музыкального театра. Эта деятельность носила экспериментальный характер и была направлена на достижение гармонии всех элементов сценического произведения, обеспечивая внутреннее единство всего видимого и слышимого под влиянием музыки. Немирович-Данченко стремился к разрушению оперных штампов и воспитанию «поющих актеров», в равной мере владеющих драматическим и вокальным мастерством. Его постановки отличались новаторским подходом к музыкальному спектаклю, который позволял решать ключевые проблемы оперного искусства, включая новое понимание хора и обновление драматургической основы опер для возвращения ей драматического начала. Немирович-Данченко видел основную задачу театра в создании современной оперы, что подчеркивало его стремление к инновациям и развитию театрального искусства.

Книга работ Немировича-Данченко не только подводит итог его теоретическим размышлениям и практическим достижениям, но и служит мостом между его революционными идеями в драматическом театре и его стремлениями в музыкальном театральном искусстве, подчеркивая его уникальный вклад в развитие мировой театральной культуры.

Фото: пресс-служба Дома книги