Женское лицо театрального Петербурга. Екатерина Артюшкина
Екатерина Артюшкина
Генеральный директор крупнейшей государственной концертной организации северо-запада России «Петербург-концерт», председатель Комиссии по культуре, сохранению историко-культурного наследия и развитию туризма Общественной палаты Санкт-Петербурга
Успешная бизнес-вумен, эффективный управленец-экономист, талантливый продюсер, яркий общественный лидер, профессиональный музыкант и хормейстер, преподаватель в СПбГИК — всё это про нее. А еще она — обладатель многочисленных региональных и ведомственных наград, лауреат конкурса «Женщина года» в номинации «Культура», лауреат бизнес-рейтинга «Влиятельные женщины Санкт-Петербурга» (за вклад в развитие креативного потенциала культуры).
Крупнейшую государственную концертную организацию северо-запада России — «СПб ГБУК «Петербург-концерт» — Екатерина Артюшкина возглавляет с 2013 года. За 10 лет работы при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга ей удалось возродить масштабы творческой деятельности учреждения по всем направлениям зрелищных искусств и вернуть «Петербург-концерту» авторитет подлинного преемника творческой судьбы легендарных «Ленгосэстрады» и «Ленконцерта».
Ежегодно при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга команда Екатерины Артюшкиной реализует более тысячи проектов: от концертов и спектаклей до креативных шоу, выставок современного искусства, концептуальных фестивалей и форумов молодежного творчества с участием начинающих музыкантов, художников, дизайнеров, хореографов, режиссеров.
Команда (а это более шестисот человек в штате) уважает и ценит своего шефа за высочайший профессионализм, личный пример в труде, потомственную, подлинно петербургскую интеллигентность, индивидуальный подход к каждому сотруднику и неиссякаемый креативный ресурс, который выражается в кредо: «Петербург-концерт» — творческий потенциал культурной столицы».
Что для Вас ваша работа: средство познания мира или самореализации?
Не могу делить на составляющие единый и многослойный процесс. Скажу так: работа для меня – это, прежде всего, движение к цели, курс на результат; то, что приносит радость, вдохновляет и наполняет силами и энергией. Ежедневно существует круг профессиональных и жизненных задач, которые надо решать, воплощать и реализовывать. И очень важно соответствовать тем задачам, которые ты перед собой ставишь. Справляешься – отлично, значит, можно переходить на новый уровень. Но там, как правило, планка выше, и могут потребоваться уже другие компетенции, другой уровень мастерства. Так что, конечно, будучи глубоко погруженной в работу, в ее специфику, я постоянно чему-то учусь, овладеваю новыми навыками, получаю новый опыт, познаю себя и самореализуюсь. Иначе невозможно, ведь в развитии, в движении, в безостановочном творческом процессе и заключается жизнь.
Помните свои первые эмоции, когда вошли в «Петербург-концерт» в качестве директора?
Конечно, помню, и они были очень разные. С одной стороны, волнение и чувство огромной ответственности перед людьми. Только представьте: меня назначили на руководящую должность в учреждение с большой историей и уникальной командой артистов – людей разных поколений, разного опыта, работающих в разных жанрах и направлениях. А я была молодой специалист. Конечно, пошаговой стратегии развития «Петербург-концерта» у меня тогда еще не было. Но зато было стремление к позитивным переменам, намерение их воплотить и понимание, в какую сторону надо двигаться. Я присоединилась к команде «Петербург-концерта» в 2013 году: скажу честно, учреждение тогда переживало не лучшие времена. Город ставил амбициозные задачи, впереди у нас было много сложной работы. И знаете, с одной стороны для меня было очень важно не обмануть ожидания людей, вселить в них надежду, что вот он – новый большой жизненный этап, но с другой – не обещать ничего из того, что я не смогу выполнить. Потому что доверие – одна из самых ценных и самых хрупких вещей в мире. Не знаю, хвастаться не привыкла, но мне кажется, что многое из того, что мы запланировали командой, за десять лет работы нам удалось воплотить вместе. В принципе, мы и сейчас держимся выбранного курса: сохраняя все лучшее, традиции высочайшего качества, заложенные артистами Ленгосэстрады и Ленконцерта, уверенно движемся вперед: внедряем креативные индустрии, работаем с талантливой молодежью и для молодежи, помимо традиционных театрально-концертных форматов создаем и предлагаем зрителю принципиально новый культурный продукт.
С чего для Вас начинается рабочий день?
Он начинается очень рано! Кормлю семью завтраком, провожаю детей в школу – и это уже своего рода энергетическая зарядка, настройка на позитив. Потом гуляю с собакой: прекрасное время для мысленной «обкатки» бизнес-плана на день.
Ну, а если серьезно, то, как и у любого руководителя, рабочий график со всем списком дел, встреч и задач у меня формируется заблаговременно. Есть простроенный план на день, на неделю, на месяц… Но все равно в нем всегда есть один дополнительный непроявленный пункт, который так и называется: «жизнь». Бывает, что она кардинально меняет все планы. И, вы знаете, это невероятно интересно.
Ваши первые театральные впечатления?
Мое первое театральное впечатление – это когда я начала работать в Мариинском театре и получила первую зарплату в 13 лет. Дело в том, что в параллель с учебой в специализированной школе-десятилетке при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова, где я занималась на факультете хорового дирижирования, я пела: сначала в детском, а потом во взрослом хоре Мариинского театра. Ребенком я погрузилась в театральный процесс и была потрясена его сложностью, глубиной и многогранностью. А еще, конечно, собственной причастностью к фантастическому результату – к спектаклю. Мне посчастливилось участвовать в уникальных постановках — в «Пиковой даме», «Тоске», «Щелкунчике», «Борисе Годунове»... Я солировала в опере «Волшебная флейта»! Работа и общение с выдающимися артистами, музыкантами, дирижерами, режиссерами, певцами оставила неизгладимое впечатление в душе. Испытываю огромную благодарность моим родителям, жизни, учителям за этот колоссальный опыт.
Любимое место на работе, в Петербурге, на планете?
На работе – это, конечно, Екатерининское собрание, главная площадка «Петербург-концерта» на канале Грибоедова 88-90. Есть у нас еще и Дом Кочневой – на Фонтанке 41, но так уж получилось, что больше я люблю Екатерининское собрание. Мне кажется, что здесь витает дух творчества: с момента своего создания в 1906 году этот изысканный особняк в стиле венского модерна предназначался именно для культурных и светских мероприятий — для собраний, литературно-музыкальных салонов, балов. История этого места связана с судьбами выдающихся персон в русской культуре, кстати, Сергей Дягилев проводил здесь репетиции первых «Русских сезонов», а Федор Шаляпин в годы Первой мировой войны открыл частный госпиталь на собственные средства.
Если говорить о Петербурге в целом, то люблю прогулки по набережным, по рекам и каналам. Для меня это – ощущение свободы и полета, какой-то удивительной легкости, открытости, текучести и полноты жизни. Не буду оригинальной, если скажу, что архитектурные ансамбли Петербурга совершенно особенно выглядят с воды. Великолепные дворцы вдоль набережных – это как прекрасная картина, написанная маслом: чтобы увидеть ее в целом, надо немного отстраниться и взглянуть со стороны.
Ну а если говорить о планете, то… она прекрасна. И на ней есть множество фантастических мест – природных и рукотворных. Но мое любимое место – это мой Дом, мой Город, в котором я родилась.
Ваша любимая роль/маска/героиня?
Роль Кати Артюшкиной как есть, настоящая – без масок и притворств.
С чем (или кем) ассоциируется март?
Все-таки, наверное, с праздником, с обновлением. Так случилось, что март – это череда дней рождения в моей семье: папа, брат, племянники, ну, и я сама. Каждую весну в марте начинается мой новый персональный год, и это ощущение – начала – как будто перезапускает всю систему, дает новый заряд сил и энергии, и еще острее хочется жить, работать, творить. Как вы говорите, заниматься познанием мира и самореализацией одновременно.
С кем Вы делитесь радостью?
Я очень позитивный человек, и радости мне хватает, чтобы делиться ею со всеми, кто меня знает. Приоритет – это семья, но есть единомышленники, и с ними у нас происходит невероятный энергообмен. Я могу поделиться своей радостью с ними, они – со мной, и так мы поддерживаем и усиливаем друг друга.
Ведь радость – это такой удивительный ингредиент… чем больше ты ее отдаешь, тем больше у тебя остается.
Рецепт счастья?
Не кулинарный, хорошо?
Мой рецепт – любить: окружающий мир, людей, причем такими, какие они есть, не переделывая, а понимая и уважая их уникальность. Конечно, бывает непросто, ведь любовь – это дар. Ее надо уметь как отдавать, так и принимать. Не все готовы и не все умеют. Но надо учиться. Я учусь.
Куда держите путь? Какие новые вершины манят?
Конечно же, к новым большим амбициозным целям, к добру, к свету, к процветанию любимого Петербурга. Вот, например, в ближайшем обозримом будущем Екатерининское собрание ждет обновление. Благодаря поддержке города, а именно Губернатора Санкт-Петербурга Александра Дмитриевича Беглова и Комитета по культуре Санкт-Петербурга, здание включено в Адресную инвестиционную программу, сейчас мы на стадии проектирования, и, я надеюсь, что к концу 2025 года уйдем на общую реконструкцию. Это значит, что через несколько лет Петербург получит новую высокотехнологичную театрально-концертную площадку с огромными возможностями. При этом сам памятник архитектуры будет воссоздан в изначальном историческом виде. Время летит очень быстро, и надо успевать воплощать мечты в реальность, не бояться новых «вершин». Тем более, что такой поддержки сферы культуры, какая есть сегодня в России, нет ни в одной стране мира.
Какой эпиграф (девиз) Вы бы выбрали для весны этого года?
«Вперед без страха и сомнений», – я бы сказала так. За именем «Петербург-концерта» стоит имя города, и я счастлива, что мне выпала возможность работать для него в большой профессиональной и любящей команде.