Женское лицо театрального Петербурга. Татьяна Казакова

Художественный руководитель Театра Комедии им. Н.П. Акимова

Татьяна Сергеевна Казакова возглавляет театр Комедии им. Н.П.Акимова 29 лет – почти треть девяностопятилетней истории театра (с 1995 – главный режиссер, с 1996 – художественный руководитель). За это время она, творчески переосмыслив эстетические традиции, заложенные известными режиссерами-предшественниками Николаем Акимовым, Петром Фоменко,  вернула театру былую славу центра театральной жизни Санкт-Петербурга и создала любимый горожанами и пользующийся профессиональным признанием уникальный театр-дом.

Казаковой удалось вернуть в культурное пространство имена Николая Акимова и Евгения Шварца. Сегодня в театре Комедии не только существует музей, посвященный жизни и творчеству этих выдающихся художников, но и обретают жизнь их творения.

Под руководством и при непосредственном участии Т.С. Казаковой в театре прошла генеральная реконструкция. Серьезное техническое перевооружение превратило театр в современную сценическую площадку.

На протяжении почти трех десятков лет художественная линия театра Комедии, во многом, определяется постановками Татьяны Казаковой, но ими не исчерпывается. Успех спектаклей приглашенных режиссеров – Г.Козлова, М.Бычкова, А.Кузина, В.Туманова, Р.Самгина, П.Сафонова, благополучное экономическое состояние театра, высокие показатели заполняемости зрительного зала, неоспоримый художественный имидж театра и любовь к нему петербуржцев свидетельствуют о профессиональности и состоятельности Татьяны Сергеевны Казаковой как художественного руководителя театра.

«Театр  — это дело жизни и сама жизнь, где нет главного и второстепенного, все является твоей постоянной заботой, без выходных дней, это творческое содружество, почти братство, без которого нет завтрашнего дня».

– Что для Вас театр?

– Всё! На этом можно ставить восклицательный знак и идти дальше. Когда вы влюбляетесь, вы меньше всего будете об этом говорить.

– Помните свои первые театральные впечатления?

– Они были очень сильными! Это была огромная разница между обыденным существованием и каким-то фантастическим миром. Театр и кино тебя затягивает в иную реальность. Ты не отвечаешь на вопрос «почему», ты хочешь это видеть, слышать.

– Какими были ваши эмоции, когда вы пришли в Театр комедии имени Н.П. Акимова?

– Во-первых, я долго отказывалась. В тот момент я работала в театре им. Ленсовета, и мне там было хорошо. Театр комедии не знала, не видела спектаклей, а когда пришла на один – ушла в антракте и снова отказалась: «Я так не работаю!» На что мне ответили, что «за этим вас и зовём, будем помогать». Первые впечатления были ужасные, театр находился в плачевном состоянии после бесконечной смены руководителей, каждый вёл за собой определённую группу людей, всё постоянно менялось. Театру хорошо, когда он долго находится в одних руках: порядок, дисциплина, формирование труппы. Ничего ты не сделаешь за 3-4 года. В результате согласилась, потому что мне предлагали театр, а не одну-две постановки. Было тяжеловато, погрузилась в работу, можно сказать, взялась и всё.

– Вы уже более двадцати семи лет руководите, отношение поменялось?

– Конечно, сейчас всё по-другому. Я исходила и исхожу из критерия, как должно быть. Тебе дают театр, но ещё очень долго не будет твоим, на отношения требуется время.

– С чего сегодня для Вас начинается день в театре?

– С репетиции. Всегда. Это главное дело твоей жизни, этому подчинено всё. Репетируешь и новый спектакль, и старый, и свой, и чужой. Трудная и постоянная работа, публика приходит, она не знает, кто такой режиссёр, она оценивает, плохой или хороший театр. Не понравилось – всё, больше не приду. А если победа, удача, то люди хорошо относятся не только к конкретной постановке, труппе, а к самому понятию «Театр» с большой буквы. Очень важно, что у нас в Петербурге серьёзно относятся к театру, люди трудятся, ставят по-разному. В Москве совсем другое положение, другие критерии. Больший упор на эффект, сенсацию, даже на антипиар, нежели постепенную, долгую работу по созданию спектакля. Когда вы ставите за два месяца спектакль – вряд ли получится что-то хорошее.

– Сколько должен создаваться спектакль?

– Месяца три-четыре, минимум. Жизнь сегодня очень растрёпанная, поэтому нужно сосредоточиться: режиссёр и артисты должны быть готовы к постановке. Что получится, если бежать с репетиции на съёмки, потом на антрепризу?! Всё, что впопыхах создаётся, быстро умирает.

– Как формируется лицо театра?

– История нашего театра говорит о том, что был период до Акимова, а потом был Акимов. Он создал свой неповторимый стиль, индивидуальный почерк: о него зависело, как ставить, как оформлять, каких людей привёсти в театр.

– Каких спектаклей не может быть в Театре Акимова?

– В которых разговаривают матом, раздеваются, где царит злоба, есть агрессивный плевок. Мы – театр комедии и предлагаем оптимистический взгляд на жизнь, даже когда говорим о чём-то отрицательном.

– У Вас есть любимое место в театре?

– Зрительный зал. На сцене – одно восприятие, из зрительного зала, со стороны публики – другое. Репетирую, нахожусь в зале. Смотрю, чтобы зал был полным на спектакле и ощущаю настроение зрителей.

– Волнуетесь?

– Конечно! И волнуюсь, и переживаю. Испытываешь очень сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные.

– Как долго живут спектакли в Театре комедии?

– По-разному. Хороший спектакль живёт долго. Умирает спектакль изнутри. К сожалению, сегодня очень много построено от задачи заработать деньги, увеличить число посещений.

– Каковы составляющие успешного спектакля?

– Это пьеса, которая интересна публике, которую хотят играть артисты и ставить режиссёр. Правда, «хочет» не всегда побеждает, выигрывают «должен», «надо». Когда всё совпадает, собирается, тогда получается спектакль-долгожитель.

– Насколько спектакль должен отвечать современной повестке?

– Всегда!

А как вы относитесь к изменениям текста пьесы в угоду сиюминутной ситуации? Например, в локдаун театры стали добавлять шутки про пандемию…

– У меня классическое режиссёрское образование, для меня сохранить дух автора – это главное. Добавления, искажение текста, его выворачивание – дурной тон.

– Наступил март, время оживления, что для Вас весна?

– Март – сложный, непредсказуемый, может быть драматичным и даже опасным: мы ждём чего-то хорошего, а он… Может снегом завалить, огорчить ненастьем, обмануть: весна должна быть, а не наступает.  А саму весну очень люблю. Это переход от мёртвого к живому, помните у Мандельштама строчка есть «и брызнет зелени побег». Даже воздух меняется, это обещание чего-то нового.

– Театр комедии даёт оптимистический настрой на жизнь, какой спектакль самый весенний?

– У нас их очень много! «Есть Хитрая вдова», поставили премьеру «Старый дом», из современных «Как живётся-можется». Можем взять афишу и перечислять!

– Какие планы на эту весну, этот год?

– У нас итальянский режиссёр будет ставить пьесу Эдуардо де Филиппо «Человек и джентльмен», премьера должна быть в конце мая. В октябре юбилей театра – 95 лет, мы его будем отмечать возобновлением легендарной «Тени». Два сезона спектакль не шёл, болел главный исполнитель Сергей Русский. Хочется, чтобы играли новые ребята, возобновлять нужно с новой кровью, чтобы спектакль жил дальше. В репертуаре это значимое название, с него начался Театр комедии, с него начался Акимов, как режиссёр. Первая постановка была в сороковом году, и все режиссёры сохраняли этот спектакль в память о Николае Павловиче, как знак уважения к основателю театра.

–  Какой эпиграф Вы бы выбрали для весны этого года?

– Не ждите тепла от марта, дарите его друг другу!