Женское лицо театрального Петербурга. Лариса Луппиан

Лариса Луппиан,

народная артистка России, художественный руководитель Санкт-Петербургского Академического театра имени Ленсовета

Народная артистка России Лариса Регинальдовна Луппиан возглавляет Театр им. Ленсовета в качестве художественного руководителя уже несколько лет. Ранее она служила здесь, начиная со студенческой скамьи, создав немало запомнившихся зрителям женских образов. За полвека работы в театре актриса по праву заняла место ведущего мастера сцены, лидера труппы. Выдвижение Ларисы Луппиан на высокий пост произошло на фоне сложной ситуации в театре, а согласие ее было продиктовано, прежде всего, стремлением сохранить уникальный коллектив «ленсоветовцев».

За годы художественного руководства Луппиан сумела привлечь к работе замечательных мастеров современности – драматургов, режиссёров, художников, композиторов. Энергия, высокая культура, инициативность Ларисы Регинальдовны позволяют рождаться нестандартным, эксклюзивным проектам. Так, например, она стала автором идеи, инициатором литературно-просветительского проекта «Связь времён», в котором зрителю были представлены многие произведения русской классической литературы и тексты современных авторов. Из этого проекта выросли яркие спектакли репертуара – «Бунин. Он, она…», «Шутки Достоевского», «Морфий» по М.А.Булгакову. Большое значение Луппиан Л.Р. придаёт вопросам формирования труппы, её пополнению молодыми дарованиями, развитием начинающих актёров и проявлению новых граней таланта признанных мастеров.

«В театре отправной точкой являются пьесы – создания драматургов, которые уже несколько столетий наполняют театр своими смыслами, сюжетами, учат нас тому, что такое жизнь, как можно выйти из разных ситуаций».

– Что для Вас театр: средство познания мира или самореализации?

– И средство реализации и средство познания мира. В театре отправной точкой являются пьесы – создания драматургов, которые уже несколько столетий наполняют театр своими смыслами, сюжетами, учат нас тому, что такое жизнь, как можно выйти из разных ситуаций.  Как актриса, как проводник идей автора я являюсь в какой-то мере проповедником. Театр - это место, где люди видят истории, схожие со своими, и глядя на то, как персонажи в этих историях существуют, какие решения принимают, могут примерить их на свою жизнь. Мы, артисты, в этом помогаем.

– Помните свои первые ли свои первые театральные ощущения?

– Причастилась искусством в детстве, это удивительное действо произошло в Ташкенте. Потом снималась в кино. А уже когда приехала в Ленинград, началось обучение, это был расцвет театральной жизни, все театры тогда соперничали, кто лучше, интереснее, ярче. Великолепные режиссёры, актёры, спектакли. И мы имели возможность ходить по своим студенческим билетам, пересмотреть весь репертуар тогдашнего театрального Ленинграда. Это время осталось со мной навсегда, такого больше не было.

– В этом году 5 лет, как Вы возглавили театр. Помните свои эмоции, когда вошли в храм Мельпомены в новом качестве?

– Главная эмоция – колоссальная ответственность и страх от осознания, что теперь я должна отвечать за то, что происходит в этом доме, в этой огромной семье. На меня свалился небывалый груз: искать пьесы, договариваться с режиссёрами, находить общий язык с труппой. Первые два года были достаточно сложными, театр находился на перепутье: недавно ушел Юрий Бутусов, никаких заделов на будущее не было, никаких договоренностей о постановках. Мне повезло, что к Мишиному юбилею мы готовили «В этом старом, милом доме» и точно знали, что будем этот спектакль репетировать, а больше ничего.

– Сейчас каждый год – яркие премьеры.

– Да, сейчас мы много ставим.

– С чего для вас начинается театр, день в театре?

– Он не заканчивается, невозможно не думать о театре. Как каждая женщина постоянно думает о своей семье, детях, доме, так и я думаю о том, что происходит в театре, как развиваться дальше. На это нет никаких лимитов, никаких часов. Понимаю, что надо бы переключиться, но подумать о чём-то другом редко удаётся.

– Любимое место в театре и в Петербурге?

– Раньше, да и, пожалуй, сейчас это – сцена. В Петербурге любимое место там, где живу - Зимняя канавка.

– Ваша любимая роль или героиня?

– Бланш Дюбуа  в «Трамвай „Желание“». 15 лет я играла эту роль, очень любила, до сих пор она для меня самая близкая.

– Самая весенняя пьеса или спектакль?

– «В этом старом, милом доме», он дарит актёрам и зрителям такой редкий в современном театре жанр водевиля, комедию положений. Долгое время герои не подозревают, что кружат вокруг одного места и говорят об одном и том же. Все они такие милые, любят друг друга, относятся с уважением, теплотой. Так хочется, чтобы в жизни сложилось всё также счастливо, как в этой пьесе.

– С чем или кем для Вас ассоциируется март?

– В первую очередь, с днем рождения моей мамы 9 марта и днём рождения Андрея Миронова 8 марта. С первыми, робкими признаками весны: оттепели, светлое, а не серое небо.

–Какое самое яркое впечатление Вам подарила весна?

– Рождение моего внука Андрея.

– С кем Вы делитесь радостью?

– Я очень осторожно радуюсь, чтобы не спугнуть хорошее. Стараюсь тушевать эмоции, тихонечко про себя пережить, воспринимая это как череду между обыкновенными и, не дай Бог, безрадостными событиями. Никогда заранее не говорю о планах, только о том, что уже реально.

– Рецепт счастья от Луппиан, можно и кулинарный…

– Кулинарного точно нет. Мой рецепт в одном ёмком слове, понятии – смирение. Никогда не борюсь, не воюю, смиренно принимаю и всё само собой случается.

–  Можете рассказать о планах на 2024 год?

– Хочется сделать театр местом притяжения для петербуржцев, задумали новый проект - зрительский клуб. Помещение на первом этаже, с входом из театра и выходом прямо на Владимирский проспект хотим обустроить, как пространство для общения. Когда-то там было кафе, но уже несколько лет площадь пустует. Мне пришло в голову сделать там клуб для зрителей, место, где можно после спектакля остаться, высказаться. Да, кто-то спешит, но я чувствую, что многим хочется пообщаться, поделиться впечатлениями, понравилось-не понравилось. Модераторами будут девочки из театрального вуза, смогут направить беседу, помогут объяснять задумки режиссёра, если зрители что-то не поняли. Просто посидеть, поговорить под чай-кофе-сушки, почувствовать себя свободно и прочувствовать, что их мнение очень важно для театра.

– Встречи с актёрами, режиссёрами будут?

– Думаю, да, но это будет следующим этапом. Сначала люди должны будут привыкнуть к тому, что есть такое место и такая возможность посидеть-поговорить, если не хочется расходиться. Клуб будет открыт до 23-45.

– Какой девиз Вы бы выбрали для весны этого года?

– Терпение и надежда!