Женское лицо театрального Петербурга. Валентина Лутц
Валентина Лутц
Художественный руководитель Детского драматического «Театра у Нарвских ворот». Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
«Театр – это средство познания мира: узнаёшь мир детей, мир драматургов, тебя постоянно ждут новые открытия, и ты рад делиться ими со зрителями. Миссия нашего театра неизменна многие годы – приобщать молодое поколение к искусству Театра».
Театр для неё – дом. Хотя открыла эту дверь юная Валентина случайно, за компанию с подружкой. Но та не поступила, а обаятельная, хрупкая и красивая с немецкой фамилией девушка прошла сразу в третий тур и стала студенткой Ростовского училища искусств. Служила в труппах родного Курска, Саранска, Черкесска. Поступила в Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры и окончила режиссерский курс Ольги Климановой и Юрия Зандберга. В 1988 - 1990 годах - актриса драматической группы «На Обводном» при популярной рок-театр-студии «Секрет». В 1990 году, когда в стране всё рушилось, решилась создать детский драматический театр. У неё получилось! Сегодня «Театр у Нарвских ворот» – любимое детище, любимая семья и место притяжения уже нескольких поколений зрителей. Валентина Михайловна с гордостью говорит: «Я сделала детский театр и ни минуты не жалею. Да, раз 50 собиралась уволиться, три раза меняла труппу, потому что мечтала о команде особой группы крови. Сейчас у нас потрясающий коллектив! Красивые, умные, харизматичные, пластичные, поющие. Смотрю на них, радуюсь и горжусь».
– Валентина Михайловна, что для Вас театр?
– Театр для меня – это средство познания мира: узнаёшь мир детей, мир драматургов, тебя постоянно ждут новые открытия. А через познание и самореализация подключается.
– Как театр появился в Вашей жизни?
– На стуле я с рождения. Бабушка рассказывала, когда мне было года полтора, я сидела голышом и пела песню «Коваль-коваленько», в дом заглянула цыганка и предсказала: «Эта девочка будет жить в большом городе». С песнями не заладилось, хотя мама и вся семья очень музыкальной была, с местной филармонией выезжала на концерты. У неё было четыре сестры, все прекрасно пели, их так и называли «Фёдоровы сёстры». А мне досталась плохая музыкальная память, можно было развивать и культивировать, но я ушла в драму.
– Помните свои первые эмоции, когда вошли в храм Мельпомены в новом качестве?
– Ещё как помню! Я регистрировала театр, процедура длилась уже месяца три-четыре. Хотя всё было довольно просто, председателем Кировского райсовета тогда был Виталий Леонтьевич Мутко. Но вечно бумажки то не допечатывают, то не доподписывают, а хотелось всё успеть до Нового года. И вот наступает 27 декабря, закончился процесс, в котором жила несколько месяцев, шла к выдуманной цели. Зарегистрировала юрлицо, и в момент открытия счёта меня обуял ужас: я поняла, какую ответственность на себя взвалила.
– Театру скоро исполнится 35 лет, уже взрослое, состоявшееся «дитя» с именем. С чего для вас начинается день «У Нарвских ворот»?
– Как правило, с улыбки, и анализа дня прошедшего, планов на грядущее.
– Любимое место в театре есть?
– Третий ряд в зрительном зале. На репетициях сажусь в первом ряду, чтобы можно было быстро выйти, что-то показать, объяснить. А когда принимаю спектакли, всегда выбираю третий ряд, он комфортный, вроде бы немного отстранен от сценического действия, но чувствуешь и спектакль, и артистов.
– Есть в Петербурге вдохновляющее место?
– Конечно, моя любимая Петроградская сторона, Матвеевский садик под окнами, виднеющийся шпиль Петропавловки. Рядом Нева, обожаю гулять по набережной, побыть одной.
– Ваша любимая роль или героиня?
– Самым первым в моей актёрской карьере был спектакль «Синие кони на красной траве», я исполнила роль секретарши Ленина, пьесу Шатрова поставил тогда в Курске Владимир Бортко старший. Первой в Черкесске была роль Сюзанны из «Преступная мать» Бомарше, такая веселая, комедийная, разухабистая. А самая любимая, пожалуй, Лидка в пьесе Алексея Дударева «Рядовые». Трагически-любовный образ мне довелось создать сразу в двух театрах – в Черкесске и в Саранске.
– С чем у Вас ассоциируется март?
– С мимозой! Этот невероятный запах и фантастический цвет! Казалось, что Петербург весь покрылся солнечными пятнами. Даже в холодные, метельные вёсны островки мимозы создавали праздничное настроение.
– Какое самое яркое впечатление Вам подарила весна?
– Я даже дату помню: 15 марта 2009 года, мы уже жили за городом, было так тепло, почки набухли, я купила собаку. Отпустила щенка ши-тцу во дворе, и Бакита стала грызть почку на кусте сирени. Тогда я подумала: весна, все распускается, эта милая маленькая собачка, сколько тебе ещё предстоит вёсен встречать?!
– С кем вы делитесь радостью?
– Со всем миром! А печаль оставляю для себя. А вообще я живу без грусти и сожаления.
– Рецептом счастья поделитесь?
– Счастье – когда вокруг тебя люди, которые понимают, с которыми комфортно помолчать и при этом ты не чувствуешь себя одинокой. Счастье – побыть одной, когда этого хочется. Наверное, так много в моей жизни общения, что хочется остаться наедине с миром, почувствовать себя одной во всей вселенной, поразмышлять. А иногда хочется не думать, взять и выбросить всё из головы. Увы, не получается, все извилины забиты, мысли скачут наперегонки.
– О чём сейчас размышляете? Какие новые вершины задумали покорить?
– Мой Эверест– новое помещение, мы идем к этой вершине с 2016 года и надеемся её покорить. У нас очень хорошая труппа, талантливые артисты, великолепные спектакли и крошечный зал. Хочется, чтобы мы шагнули на новые подмостки, в новом здании.
– Какой эпиграф Вы бы выбрали для весны этого года?
– Планы на год составляй весной, планы на день – утром. Весной, хочешь-не хочешь, внутри происходит трансформация, реинкарнация. Потрясающее время, утро года. И хочется, чтобы запланированное на год, на утро сбылось.