Женское лицо театрального Петербурга. Наталья Метелица

Наталья Метелица

Директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Международного фестиваля искусств «Дягилев. Постскриптум»

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства объединяет пять музеев в исторических зданиях Петербурга: Шереметевский дворец — Музей музыки, Театральный музей в бывшем здании дирекции Императорских театров, Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова, Музей семьи актеров Самойловых и Дом-музей Ф. И. Шаляпина. В фондах музея хранится почти полмиллиона экспонатов, отражающих 250-летнюю историю русского театра и музыки. Наталья Ивановна знает о театре всё., ведь вся ее профессиональная деятельность связана с этим музеем.  В 1972 году окончила Ленинградский театральный институт (ныне РГИСИ) по специальности «театроведение». В 1973 году Наталья Ивановна пришла на должность экскурсовода, потом работала заведующей массовым отделом и заместителем директора по научной работе. В 2006 году назначена директором Музея театрального и музыкального искусства, а в 2009 году стала создателем и художественным руководителем Международного фестиваля искусств «Дягилев. Постскриптум». Все, что делает для петербургской культуры Наталья Метелица — будь то открытие новых имен в искусстве балета или масштабные выставочные и музейные проекты международного уровня — отличает особый шарм и концептуальная театральность.

«Театр – это способ воспитания и отдохновения души, это обязательная жизненная составляющая».

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, художественный руководитель фестиваля «Дягилев. Постскриптум».

– Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства объединяет пять музеев в исторических зданиях Петербурга: Шереметевский дворец — Музей музыки, Театральный музей в бывшем здании дирекции Императорских театров, Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова, Музей семьи актеров Самойловых и Дом-музей Ф. И. Шаляпина. В фондах музея хранится почти полмиллиона экспонатов, отражающих 250-летнюю историю русского театра и музыки. Наталья Ивановна, Вы знаете о театре всё, что для Вас театр?

– Театр – это способ воспитания и отдохновения души, это обязательная жизненная составляющая.

– Помните свои первые театральные впечатления?

– Помню! Мне было лет 8. Я родилась в далёкой-глубокой провинции, и моя мама-врач старалась меня, а потом и младшего брата, отвезти на море. Примерно раз в два года, чаще по деньгам не получалось. Путь наш лежал через Москву. Теперь я понимаю, что мама специально так брала билеты на поезд, чтобы вечером можно было сходить в театр. Балет «Тарас Бульба» в Большом театре – первое яркое театральное зрелище, меня оно захватило.

– С чего для вас начинается день в Театральном музее?

– С чашки кофе с коллегами. Обожаю прийти, увидеть замечательных сотрудников дирекции Александру Штаркман, заместителя по научной и международной деятельности, своего помощника Анастасию Веселову, учёного секретаря Ирину Игоревну Климовицкую. Сказать им «Здравствуйте!», увидеть их здоровыми, красивыми. Мне нравится смотреть, как они одеты, какие украшения выбрали, у кого новая прическа. Коротко обменяться новостями, кто куда съездил, какой спектакль, выставку посмотрел, купил интересную книгу, – особенно в понедельник, когда мы за выходные успели соскучиться. В этом желании пообщаться, поделиться – ощущение дома. А появившийся недавно в музее кот Левкий, постигающий тонкости музейного дела, это чувство усиливает.

– Любимое место в Театральном музее?

– Я обожаю это здание на площади Островского. Здесь началась моя музейная юность. За полвека в музее изменилось назначение многих помещений. Прохожу и думаю: вот здесь была моя комнатка заместителя директора, а сейчас часть экспозиции размещается, тут вообще ничего не было, а теперь – просветительский отдел. Для меня это не просто помещения, это лица, судьбы. Мне повезло попасть в круг невероятно интересных людей, выпускников Театрального института разных лет с качественным образованием, у нас были одни учителя, это очень важно. Это музейная каста, объединённая общими ценностями, поведенческими мотивами.

– Любимое место в Петербурге?

– Люблю Неву во всех ипостасях. Когда еду на работу по Биржевому или по Тучкову мосту, то набережная Невы с собором Святой Екатерины мне напоминает Венецию с её Гранд-каналом, не зря Петербург называют Северной Венецией. Красота набережных, полноводная, энергичная, молодая красавица Нева – всё время ею любуюсь и восхищаюсь. Никакого сравнения с реками, которые протекают по другим европейским столицам. Нева заряжает энергией.

– Любимое место на планете?

– Вопрос очень пафосный. Любимое место – куда хочется вернуться, например, Рим или город Себеж, окружённый озёрами. Родившийся там Зиновий Гердт очень точно сказал: «Мне повезло, я из небесного места на земле – я из Себежа!». В этой изумительной красоте я жила в очень важный для формирования личности период с 6 до 12 лет. Это место – точка пересечения культур, национальностей: русские, поляки, евреи, украинцы, белорусы, татары. Мы жили все вместе и не понимали – не делили, кто есть кто, мы все были себежанами. С детства знаю, как важен краеведческий музей, в нём живая история, такая своя, родная. В провинциальных городках основу составляют купеческие коллекции, коллекции знаменитых граждан. Обратите внимание, приезжаешь, например, в Шую или в другие поволжские города, обязательно увидишь крокодила. Почему? Да потому что купцы покупали чучело диковинного животного и потом дарили свою коллекцию городу. Поход в краеведческий музей – ключ к городу, к пониманию его жителей. До сих пор помню, первый класс, экскурсия в Себежский музей, викинги, каменные идолы, Мацковский камень с петроглифами… Каждый год стараемся быть в тех краях, поклониться могилам своих родных.

– Какое самое яркое впечатление Вам подарила весна?

–  Я родилась в апреле, в удивительном месте, на территории бывшей усадьбы Раньково генерал-лейтенанта фон Дерфельдена. Здесь располагалась деревенская больница на 80 коек, единственным врачом которой была моя мама. Спустя много лет из архивов я узнала, что старший сын Ивана Платоновича фон Дерфельдена Владимир женился на графине Елизавете Шереметевой, а пара десятков деревень вокруг принадлежали помещице Рокотовой, тетке Сергея Дягилева. Бывают в жизни такие удивительные совпадения: частью нашего музея является дворец Шереметевых и вот уже пятнадцатый год я занимаюсь организацией фестиваля «Дягилев P.S.».

– Фестиваль – настоящий подарок ценителям искусства, как и музейные этнический фестиваль «Музыки мира», фестиваль-марафон «Весь день – театр» в Международный день театра. Удивили и сразили выставки «Суд Париса. Рождение богини», «Мастер», «Царь Фёдор». Спектакль «Красный фонарь» получил высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». Какие новые культурные вершины готовите для петербуржцев и гостей?

– Международный день театра в здании музея на площади Островского будет одним из ярких событий весны. Готовим новые интересные выставки. Одна будет посвящена Всеволоду Мейерхольду. Петербург стал особенным, сущностным городом для великого режиссёра. Даже созидая свой театр в Москве, он всегда оглядывался на Петербург. Музыкальный мир Мейерхольда будет представлен в программе Дягилевского фестиваля. Хотим подготовить гала-концерт в Большом зале Филармонии. Первое отделение будет фортепианное, в котором прозвучат произведения из его спектаклей. Известно, что каждый драматический спектакль Мейерхольда был насыщен музыкальными темами.  «Дама с камелиями» – «Приглашение к танцу» Вебера, в «Маскараде» – специально написанная для премьеры музыка Глазунова, в «Учителе Бубусе» – Лист. Второе отделение будет вокально-симфоническим.

Здесь, в Театральном музее в мае откроем выставку «Балет. Притяжение», где можно будет увидеть рождение балета как классического мужского танца при дворе Людовика XIV и дальнейшее преображение его в искусство дуэта.

Сейчас готовим выставку серьезную – «Лев Додин. Жизнь человека» к юбилею Мастера. А закроем год чудесной выставкой «Детство» с атрибутами детских праздников, площадным кукольным театром, детскими мальчика и девочки. Великие имена гости увидят через призму детства. Визуальный ряд должен быть интересным, наш талантливый художник Юрий Сучков уже несколько лет воодушевлен этой темой.

– Наталья Ивановна, у Вас есть рецепт счастья?

– А что такое счастье? Правильно говорится, что каждый его понимает по-своему. Не может быть одного рецепта для всех, это же не кухня. У каждого – свои ингредиенты.