Женское лицо театрального Петербурга. Ольга Романецкая

Ольга Романецкая

Директор Молодежного театра на Фонтанке

Ольга Николаевна Романецкая принадлежит к новому поколению театральных менеджеров, сочетающих в себе опыт, обширные знания в области театра и новаторский подход. Молодежный театр под ее руководством готов к осуществлению новых идей и начинаний, а главное – открыт к общению. Директор театра всегда в гуще событий: организовывает крупные мероприятия (фестиваль «Петербург. Пространство Мольера» и др.), рассказывает о достижениях Молодежного театра на Балтийском культурном форуме и Форуме труда, выступает на фестивале «Книжный маяк», обучает студентов-менеджеров.

Особое внимание Ольга Николаевна уделяет зрителям, находясь в постоянном поиске новых решений, способов взаимодействия с ними. Залы в Молодежном театре полны, билеты всегда доступны, а поклонники театра могут посетить не только спектакли, но и «околотеатральные» мероприятия – например, экскурсии по закулисью, творческие встречи с артистами, читки, праздники, а также принять участие в зрительских конкурсах, придуманных театром.

Для Ольги Николаевны гостеприимство не пустой звук. Молодежный как радушный хозяин часто принимает на своей сцене в рамках различных фестивалей и семинаров театры из других городов России. И много ездит сам: Москва, Воронеж, Белгород, Самара, Владимир, Иваново, Ростов-на-Дону – перечислять можно долго.

Пройдя длинный профессиональный путь от контролера-билетера до директора, Ольга Романецкая знает все нюансы профессии, но не останавливается на достигнутом – она постоянно совершенствуется и стимулирует к этому коллектив.

«Театр – это моя жизнь. Начиная с детских лет, я связана с театром: занималась в театральной студии, выходила на сцену, как актриса. Жизнь так распорядилась, что ни о какой другой профессии, иной области деятельности я не помышляла».

Директор Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке. В 2001 году окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (ныне РГИСИ) по специальности «театровед-менеджер». С 2000 по 2011 год работала в Санкт-Петербургском академическом Театре Комедии им. Н. П. Акимова. В феврале 2011 года пришла в Молодежный театр на Фонтанке в качестве заместителя директора, а в августе 2018 года вступила в должность директора, чтобы продолжить дело своего учителя Лилии Семеновой. Про Ольгу Николаевну говорят: «Менеджер нового поколения, умеющий сохранять и развивать лучшие театральные традиции».

– Что для Вас театр?

– Театр – это моя жизнь. Начиная с детских лет, я связана с театром: занималась в театральной студии, выходила на сцену как актриса. Судьба так распорядилась,  что ни о какой иной области деятельности я не помышляла. Не могу назвать это работой, это образ жизни.

– Помните свои первые эмоции, когда вошли в храм Мельпомены в новом качестве?

– Я была частью команды Молодёжного театра уже несколько лет перед тем, как стала директором. В моей жизни всего два театра: моя первая профессиональная «любовь» – Театр Комедии имени Н.П. Акимова, где я служила одиннадцать лет и прошла путь от билетера до главного администратора. В Театре Комедии я работала под началом Лилии Анатольевны Семёновой. Позже она пришла на работу в Молодежный театр и пригласила меня на должность своего заместителя по репертуару. Помню, иду на переговоры по снежным лабиринтам и думаю, как много интересного в этом театре! Первое ощущение до сих пор живо, я каждый день с неизменным трепетом вхожу в Измайловский сад, наше «зеленое фойе», и переступаю порог Молодежного.

Должна признаться, директором быть не хотела, никогда не ставила такой цели. Пришлось принимать сложное решение, когда Лилия Анатольевна, мой учитель и наставник, ушла из жизни, и Семён Яковлевич Спивак (художественный руководитель Молодежного театра. – Прим. ред) предложил продолжить её дело. Сказать «нет» – придет новый человек со своей командой. Согласиться и выйти из зоны комфорта – может раздавить гигантским колесом ответственности.  Переговорила со всеми членами команды, все поддержали, и я выбрала путь сохранения наследия. Судить не мне, но, надеюсь, получается развивать традиции и вносить новое.

– А кто может судить, насколько хорошо работает директор?

– Судят все. Иногда бывает очень больно от несправедливых слов, замечаний. Помогает мудрость Семёна Яковлевича. Когда я решилась стать директором, мы долго разговаривали.  Он обещал поддерживать и дал важный совет: руководить – значит брать ответственность, принимаемое решение должно быть оптимальным. Он понимал, насколько сложно в таком большом коллективе будет человеку, который всю жизнь хочет сделать хорошо всем. Но быть хорошим для всех невозможно: приходится увольнять, гасить конфликты... Он научил, что такое оптимальное решение – когда страдает наименьшее количество людей. Я это осознала и приняла. Это правило для меня, как маячок, я всегда задумываюсь, насколько хорошо будет театру от принятых мной решений.

– Каким было первое театральное впечатление?

– Я занималась в детской театральной студии, и самым ярким впечатлением был мой собственный первый выход на сцену, потом съёмки в фильме «Окно в Париж». Имея актерский опыт, хоть и небольшой, хорошо понимаю актёров, их эмоции, тонкую душевную организацию… Когда училась в институте, продолжала посещать студию уже как педагог. Мы выпускали детский спектакль совместно с Театром Комедии, так я в театре и оказалась – сначала выходила на сцену в студийном спектакле, а потом поступила на работу в административную часть и какое-то время совмещала две эти роли. Однажды руководитель театра Татьяна Сергеевна Казакова, зная, что я танцую, попросила выйти в спектакле и исполнить танцевальные номера вместо актрисы, попавшей в аварию. Выпуск был в декабре, третий спектакль состоялся 31 декабря, у всех выходной, и я выдавала контрамарки, сидя в бигуди, а потом выбегала на сцену!.. А если вспомнить первое сильное впечатление как зрителя, меня потрясла акимовская «Тень», придуманный режиссёром эффект, когда тень отделялась от героя и начинала «жить» самостоятельно, запомнился на всю жизнь.

– С чего для директора начинается театр?

– Мой день начинается с деловой прогулки по саду: смотрю, посыпали ли песком дорожки, удобно ли зрителям будет идти по ним вечером на спектакль. Хочется, чтобы к нам любили приходить в гости не только из-за высокого качества постановок,  у нас должно быть удобно и уютно. У меня даже есть директорское задание для менеджеров-практикантов. В первый день практики я прошу их пройти по парку, войти в здание Большой  сцены, потом - Малой, и поделиться впечатлениями, пофантазировать, что нужно добавить, поправить. Если что-то можно изменить, мы меняем. Очень переживаю за состояние Малой сцены, зданию требуется капитальный ремонт, об этом я веду переговоры с Комитетом по культуре и надеюсь, что проект реконструкции в скором времени появится.

– «Лягушек» с утра глотаете? Я увидела у Вас в соцсетях цитату Марка Твена…

– Конечно! Выпиваю чашку кофе и стараюсь первым делом выполнить самую сложную задачу дня – по Марку Твену, «проглотить лягушку». Если получается решить проблему, это вдохновляет и даёт силы на весь день. План работы пишу с вечера и с радостью красным карандашом вычеркиваю сделанное из списка самых важных дел.

– Синдром отличницы?

– Точно! Хочется, чтобы все было отлично. Часто прихожу в выходные, чтобы проанализировать план работы, подумать о стратегически важных вещах. Стараюсь много времени уделять общению с коллегами, присутствую на творческих мероприятиях - читках, прогонах... Необходимо чувствовать творческий пульс театра.

– Ваша любимая роль, героиня в спектаклях Молодежного театра?

– Я очень люблю героиню Регины Щукиной  в «Жаворонке».  Много раз смотрела этот спектакль, для меня история Жанны Д’Арк очистительная и окрыляющая, каждый раз после просмотра я испытываю духовный подъём, обретаю силы, чтобы идти дальше. Репертуар Молодежного театра большой – более 45 спектаклей, я люблю многое. Иногда тихонечко захожу в зрительный зал и подсматриваю самые яркие эпизоды из «Семьи Сориано», «Фантазий Фарятьева», «Кабалы святош» …

– Самый весенний спектакль, по Вашему мнению?

– Сложно выбрать. Люблю «В день свадьбы»: сцена первого поцелуя всегда ассоциируется с весной. Премьера «Прощание в июне» абсолютно «весенняя» - она наполнена энергией молодости и романтикой первой любви. Спектакль «Нас обвенчает прилив» напоминает о море, которое наконец оттаяло, и безудержно несется вперед… Любые проявления чувств, сдержанные или кипучие, всегда интуитивно связываю с весной.

– С чем или кем ассоциируется март?

– Март  - важный месяц в моей жизни, как профессиональной, так и личной. 27 марта я отмечаю сразу два праздника: вместе с коллегами - Международный день театра, вместе с моим супругом, актером, – его день рождения. Поэтому первый месяц весны всегда приносит радость!

– Какое самое яркое впечатление Вам подарила весна?

– 16 апреля, в день рождения Николая Павловича Акимова, в Театре Комедии чествуют людей, которые отработали в театре десять лет и более. Поздравительный капустник, который всегда получается очень душевным и волнительным, начинают готовить еще в марте. Я оказалась в числе героев этого вечера всего один раз, поскольку отработала в театре только одиннадцать лет, но это был невероятный подарок!

– Любимое место в театре у Вас есть?

– Люблю приходить в актёрское фойе, чтобы разделить с артистами впечатления от сыгранного спектакля или исполнить приятную миссию - поздравить, зачитать грамоты, благодарности. Но стараюсь не мешать, чтобы не возникала мысль: «Директор зашел, наверное, что-то случилось». С удовольствием заглядываю в зрительское фойе - всегда интересно, с какими эмоциями люди выходят из зала.  А Измайловский сад  – для меня место силы, когда устаю, выхожу погулять, подышать.

– Любимое место в Петербурге и на планете?

– Люблю Васильевский остров, где родилась и долго жила. Когда получается, выбираемся с мужем туда на прогулку. Петербург невозможно не любить! Есть ещё два близких сердцу уголка России: Суздаль и Плёс. А если масштабироваться до размеров планеты…  Осталось тёплое детское впечатление от Франции после участия в съемках фильма «Окно в Париж». Через двадцать лет после съёмок я оказалась в Париже на гастролях, и меня спросили, смогу ли повторить сцену из этого фильма. И представляете - я станцевала весь танец, словно снова вернулась в детство, на съёмочную площадку!..

– Каков рецепт счастья Ольги Романецкой?

– Простой: быть любимой, любить и отдавать любовь!

– Какие новые вершины вдохновляют и манят?

– Сейчас совместно с Театральной библиотекой мы готовим масштабный городской проект – фестиваль «Петербург. Пространство Пушкина», который будет посвящен 225-летию со дня рождения Поэта и пройдёт с 15 мая по 15 июня. В нем примут участие театры, музеи и библиотеки города – несколько десятков из числа учреждений культуры нашего города. Главным театральным событием фестиваля станет премьера Молодежного театра «Барышня-крестьянка» по повести Пушкина в постановке Натальи Архиповой, художественный руководитель постановки  - Семен Спивак. В дни фестиваля мы планируем возродить традицию празднования Дня города в нашем парке. В этом году темой праздника станет юбилей Пушкина, для зрителей готовим концерт под открытым небом  и другие творческие сюрпризы. Также у нашего театра большие гастрольные планы на осень – в графике уже стоят  поездки во Владимир, Барнаул, участие в программе «Большие гастроли».

– А лично для себя что запланировали на 2024 год?

– Я всегда стараюсь не останавливаться, постоянно учиться, развиваться. В прошлом году меня позвали преподавать в РГИСИ, и сейчас я совместно с директором Большого театра кукол веду курс по гастрольному и фестивальному менеджменту. А летом  стану мастером курса на своём родном продюсерском факультете. Мне хочется поделиться со студентами опытом, доказать им, что не только проектная деятельность способна приносить удовлетворение, что работать в государственном театре сегодня – престижно и перспективно,

– Какой эпиграф Вы бы выбрали для весны этого года?

– Однажды мне понравилась цитата: «Куда бы ты ни шел, не важно, какая погода, всегда приноси с собой собственное солнце». Пусть внутренне солнце освещает каждый наш день!