Женское лицо театрального Петербурга. Ольга Хомова

Директор Государственной Капеллы Санкт-Петербурга

Те, кто часто бывает в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, ощущают себя здесь как дома, потому что здесь зрителя всегда ждут, стараются привлечь и увлечь прекрасными концертами в исполнении Хора и Симфонического оркестра, а также смелыми экспериментами и неожиданными коллаборациями. Управляет этим сложным домом Ольга Сергеевна Хомова — обаятельный, креативный и харизматичный руководитель, благодаря усилиям которого Капелла обрела второе дыхание. Ольга Хомова внесла значительный вклад в развитие русской культуры как в Санкт-Петербурге и регионах России, так и на международных площадках. Благодаря профессиональным навыкам, высоким коммуникативным способностям Ольги Сергеевны Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга развивается как многофункциональный и ультрасовременный концертный зал, отвечающий новейшим требованиям современного учреждения культуры.

Ольга Сергеевна ведет большую общественную деятельность. Она является председателем правления Союза концертных организаций России, членом президиума Всероссийского хорового общества, духового общества, лауреатом премии Правительства РФ, Заслуженным работником культуры. Ольга Сергеевна постоянный спикер международных и региональных форумов, конференций по приглашению Правительства России, Министерства культуры Российской Федерации и региональных министерств, а также мастер-классов, круглых столов и паблик токов в области менеджмента концертной сферы. Ольга Сергеевна инициатор создания прорывных и революционных проектов Капеллы Санкт-Петербурга, а также идейный вдохновитель большого количества тренингов и творческих лабораторий креативных индустрий. Преподает специальный курс по концертному менеджменту в Санкт-Петербургской государственной консерватории. Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга под руководством Ольги Хомовой остается центром музыкальной жизни города на Неве.

«Капелла  — это наш дом, и хочется, чтобы здесь всегда было красиво и очень душевно, чтобы и публика, и все наши партнеры, артисты, да и все сотрудники чувствовали особое к себе отношение».

Ольга Хомова. Капелла – мой родной дом.

Те, кто часто бывает в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, ощущают себя здесь как дома, потому что здесь зрителя всегда ждут, стараются привлечь и увлечь прекрасными концертами в исполнении Хора и Симфонического оркестра, а также смелыми экспериментами и неожиданными коллаборациями. Управляет этим сложным домом Ольга Сергеевна Хомова — обаятельный, креативный и харизматичный руководитель, благодаря усилиям которого Капелла обрела второе дыхание.

— Сегодня театральный и концертный Петербург управляется в основном мужчинами. Как вы себя чувствуете на месте руководителя?

— Когда я 15 лет назад пришла в Капеллу работать, мы вскоре вступили в Союз концертных организаций России, на первом совещании в Москве собрались директора филармоний, и это были в основном мужчины. За прошедшие годы женщин стало больше половины. Это общая тенденция: сегодня очень много ярких, сильных, креативных, умных и красивых женщин-руководителей в любой сфере.

— Как вы пришли в профессию?

— По счастливому стечению обстоятельств, мои родители познакомились… в Капелле, на «Реквиеме» Моцарта. В нашей семье концертные залы, музыкальные театры с самого детства стали для меня естественной средой, поскольку мой дедушка – Сергей Николаевич Шапошников – был известным оперным певцом, народным артистом России, ведущим солистом МАЛЕГОТа . С семьей мы много ходили в Капеллу, здесь чудесный романтический зал, божественный хор. Мне всегда хотелось работать именно в музыкальном учреждении.

Поступив на театроведческий факультет, отделение планирования, экономики  и организации театрального дела в Институте театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова на четвертом курсе проходила стажировку в Капелле. После этого 11 лет в Союзе композиторов и 11 лет работы в Смольном соборе, который затем вошел в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». С 2006 года работаю в Государственной академической капелле.

— За эти 15 лет Капелла поменяла свое академическое лицо, видно, что вы не боитесь экспериментов. Что удалось сделать? Чем особенно гордитесь?

15 лет назад мы с художественным руководителем Владиславом Александровичем Чернушенко приняли решение о создании концепции развития учреждения для расширения зрительской аудитории. Требовались яркие проекты, чтобы Капелла была широко представлена в средствах массовой информации. Мы разработали концепцию развития Капеллы не только как концертного академического зала, но и мультикультурного комплекса. Кстати, до революции императорская придворная певческая Капелла была залом для концертов и церемониалов. Здесь проходили не только концерты, а большие знаковые события императорского дома. Мы открыли здесь картинную галерею, которая стала серьезным профессиональным выставочным пространством, и уже сейчас у нас  заключены соглашения со многими музеями России и мировыми картинными галереями, а также с художественными вузами. Капеллу стали презентовать как место, где можно проводить крупные форумы, конгрессы, конференции.

Сейчас в моде синтез искусств, и мы не боимся идти на эксперимент. Уже традиционным стал проект «Музыка. Муза. Музей», когда художники прямо во время концерта создают свои произведения, вдохновляясь музыкой. Данные работы остаются в нашей картинной галерее. У нас есть кинозал, ведь музыка и кино — две вещи неразрывные. Мы открыли камерный зал, в котором выступают ансамбли Хора и Симфонического оркестра и больше десяти лет проходят экспериментальные проекты. Есть место и музейному пространству, поскольку у Капеллы богатейшая история, которая берет свое начало со времен Ивана III. Мы даем возможность публике, которая сюда приходит, особенно семейному зрителю, за один вечер обогатиться новыми знаниями, посмотреть  выставку современных художников и послушать музыку. И таким образом ощутить полноту разных видов искусств, но главной задачей для нас остается музыкальное просвещение через программы Хора и Симфонического оркестра Капеллы под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко и народного артиста России Александра Чернушенко.

— Какие новые и экспериментальные формы возможны на сцене Капеллы?

— Очень востребованы зрителем наши концерты-спектакли, поставленные по оригинальному сценарию с участием драматических артистов, Хора и Симфонического оркестра. Начали мы этот проект с «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина и «Реквиема» В.А. Моцарта, затем был спектакль о жизни Ксении Петербургской и постановка по произведениям М.Ю. Лермонтова. Уникальные концерты Бориса Гребенщикова с симфоническим оркестром надолго запомнятся зрителям. С симфоническим оркестром Капеллы, например, провели концерт, где сняли стулья в концертном зале и посадили оркестр — получился иммерсивный концерт, когда публика могла не только попасть на сцену, но и перемещаться внутри оркестра, общаться с музыкантами, фотографировать, почувствовать себя частью огромного механизма - симфонического оркестра, зрители стали участниками процесса создания музыки. Это конечно вызвало широкий резонанс и большой интерес совсем молодой публики, мы получили нового зрителя, который приходит на необычный проект и остается в нашем зале навсегда.

— Как вы считаете, какое  ваше качество как женщины позволяет вам успешно играть роль хозяйки большой Капеллы?

— Капелла — это наш дом, и хочется, чтобы здесь всегда было красиво и очень душевно, чтобы и публика, и все наши партнеры, артисты, да и все сотрудники  чувствовали особое к себе отношение. А умение создать уют – это одно из главных женских качеств.

Беседовала Надежда Кокарева