ИЛЛАРИОН МАРОВ: «НЕНОРМАЛЬНЫЙ» – ЭТО ПРОЕКТ МЕЧТЫ

В конце первого месяца весны в широкий прокат выходит жизнеутверждающее драмеди «Ненормальный». Это полнометражный режиссерский дебют популярного актера Ильи Маланина, который описывает картину как трогательную историю о целительной силе музыки и отцовской любви. В главных ролях – Александр Яценко и Илларион Маров, который в интервью изданию «Театр + Кино» поделился впечатлениями о съемках в Китае, а также об основных идеях и темах, заложенных в сюжетную канву.

– Фильм «Ненормальный» основан на реальных событиях, это история преодоления, становления и победы. На ваш взгляд, о чем фильм: об отношениях отчима и его пасынка или учителя и ученика?

– Думаю, каждый будет интерпретировать идею, заложенную в основе картины, по-своему. Для меня этот фильм в первую очередь о взрослении. История с отцом мне очень близка, потому что похожий этап взаимоотношений с родителями я проходил: пытался бунтовать, спорить, что-то доказывать. Конечно, это всё было нужно. Но когда я пришел к какой-то правильной дружбе с ними, тогда я ощутил радость родительско-детских отношений. В последнее время я часто думал о том, насколько важно слушать ребенка внутри себя, насколько важно повзрослеть правильно, не стать черствым, мечтать и верить в чудо, но при этом нести ответственность за то, что ты делаешь. Это неимоверно сложно, но как только однажды хотя бы один раз этот пазл складывается – дальше становится намного легче! Мне очень радостно, когда я понимаю, что «маленький Ларик» гордился бы мной настоящим.

– Как проходил кастинг на роль вашего героя Коли: сразу ли вас утвердили или всё растянулось надолго?

– Кастинг был уже больше двух лет назад, честно говоря, я плохо помню детали. Помню, что было много проб, помню, что мои первые представления о герое не совпадали с замыслом режиссера. Хорошо, что я быстро перестроился и начал пробовать двигаться в другую сторону. До сих пор в паспорте лежит пропуск Мосфильма с того дня, как я впервые пришел на пробы в этот проект. «Ненормальный» – это проект мечты, который, к огромному счастью, со мной приключился. Причины моей радости, казалось бы, очень просты, но такое комбо случается, действительно, редко: великолепный сценарий, неординарная роль (даже этого было бы для меня достаточно), но плюсом шли съемки за границей, талантливый молодой режиссер и чудесный актерский состав.

– У вас есть профессиональное музыкальное образование помимо актерского – сыграло ли это свою роль, помогло ли в работе над образом?

– К тому моменту, как меня утвердили, я совершенно не владел инструментом. У меня есть музыкальное образование по классу гитары, плюс в Школе-студии МХАТ я частично овладел кларнетом и саксофоном. Сейчас, помимо актерской и режиссерской карьеры, я бас-гитарист и арт-директор группы Uncle Pecos. Возвращаясь к теме, с клавишными у меня всегда была полная беда. Сразу после утверждения мне привезли домой простое пианино, и раз в неделю я ездил заниматься в музыкальную школу, было очень забавно приходить на занятия одновременно с маленькими детьми, но мне это нравилось. Как минимум, я рад был запустить у себя новые нейронные связи. Я выучил несколько композиций, но ни о какой виртуозности речи не шло. Мне это в первую очередь было важно для внутренних ощущений. Я стал больше слушать классическую музыку, заслушал до дыр «Хорошо темперированный клавир», постоянно смотрел выступления пианистов, прочел несколько книг о Гленне Гульде – такое тотальное погружение дало свои плоды. Когда я выходил к Stainway на сцене в Китае, я чувствовал дикий трепет. Мы много репетировали с моим дублером Андреем Булатовым, искали пластику тела, движение корпуса. Много занимались мимикой и мышцами лица – у каждого пианиста есть выразительные черты во время игры, с–Андреем мы как из пластилина лепили целиком «своего пианиста».

– «Ненормальный» – это режиссерский полнометражный дебют актера Ильи Маланина. Как вам работалось вместе?

– Илья – профессионал, машина просто. Я таким титанам говорю «спасибо» и жму руку, сам стремлюсь быть таким. Этот человек понимал абсолютно всё что происходит, и, сталкиваясь со сложностями, он каждый раз вывозил всё. С ним было максимально комфортно работать. Мы друзья, но при этом нет панибратства, потому что это работа. С Ильей я понимал этот уровень: есть режиссер, и я могу что-то предложить как актер, но последнее слово будет за ним. И здесь самое главное – доверие. Я Илье доверял с самого начала. Он говорит очень четко и понятно – все мои задачи, цели кино. Это респект!

– Не могу не спросить о вашем партнере по съемкам – Александре Яценко. Как быстро возникла актерская химия между вами? Что запомнилось больше всего после совместной работы?

– Если смотреть с чисто человеческой точки зрения, Саша выступал в роли старшего актерского наставника, мне правда было очень интересно наблюдать за тем, как он выстраивает свою роль, думаю, в нашей «органике» есть некоторое сходство, поэтому мы существовали в одном эмоциональном поле. Понимая, что мы в непростых условиях (в Китае была жара и высокая влажность) мы всегда поддерживали друг друга и заботились о комфорте: помню, мне стало нехорошо во время съемок в машине, Саша минут 15 махал на меня китайским веером, спас меня от погибели.

– Фильм снимался в России и в Китае, причем «Ненормальный» стал первым иностранным кинопроектом, снятым в КНР после завершения пандемии. Чем китайское кинопроизводство отличается от российского?

– Пожалуй, самым сложным для меня было переносить местный климат: температура на солнце перевалила за 35 градусов, и было невероятно душно из-за высокой влажности. У нас постоянно под рукой были переносные вентиляторы, наверное, они были своего рода «плацебо», но подсознательно с ними было спокойнее. И, конечно, специи. Я люблю иногда поесть острое, но когда это происходило каждый день на протяжении месяца, организму было непросто. В остальном было безумно интересно погружаться в их культуру.

Что касается съемочного процесса, я впервые снимался в проекте такого масштаба. Команда была непривычно огромной, считая русскую и китайскую сторону, и это, безусловно, добавляло ответственности. Это не только российский проект, а коллаборация – совместный проект с китайской стороной, примерно 80% группы были местные. Например, российских актеров на площадке было только двое – я и Александр Яценко. Сначала было непросто из-за языкового барьера, на каждый департамент был переводчик. То есть, например, был русский художник-постановщик, переводчик и китайские ассистенты художника. Главный художник дает задание, переводчик передает, и начинается «движ». Из-за этого запоздания был чуть сложнее процесс, но спустя неделю всё это стало проще. Мы стали общаться жестами и словили какое-то классное взаимопонимание, произошла такая важная «сонастройка», надеюсь, это будет чувствоваться с экрана. А вообще, это был слишком особенный съемочный процесс, чтобы сравнить его с любым другим, – я получил колоссальный опыт и стараюсь привносить его в свое творчество.

– Можем ли мы назвать картину «Ненормальный» мотивационной? Или это просто доброе кино о семейных узах и вере в себя?

– Думаю, хорошее кино всегда наводит на какие-то «нужные» мысли и по-своему мотивирует зрителя. Но опять же, кого-то фильм «Ненормальный» спровоцирует на более чуткие отношения внутри семьи, кого-то вдохновит на занятия музыкой, кого-то вдохновит на совсем другие, но не менее прекрасные свершения. И я буду неимоверно счастлив, если так оно и будет!