ОСОБЫЙ РЕЦЕПТ ПОСТАНОВОК СТАСА ПАРФЕНОВА

Режиссер Стас Парфенов умеет сочинить авторский коктейль из ингредиентов русской классики. Важным героем в его постановках становится русский язык. «Ревизор», «Вселенная Островского» – пример филигранной работы над текстом.

– Какого классика взяли с полки для будущей премьеры?

– Мне интересны русский юмор, сатира. Начал с Гоголя, это идеальный пример текстового юмора: можно просто сесть на табуретки, прочитать «Ревизора» и будет смешно. Островский – целая вселенная с богатством русского языка и комедий положений. Когда с художественным руководителем обсуждали, что дальше ставить, признался, что хочу взять советскую классику. Захотелось прикоснуться к этому материалу после постановки эпизода «Грозы» в революционной стилистике. Смотрел в сторону любимого Эрдмана, когда Юрий Николаевич Гальцев спросил о моем отношении к Вампилову. Признаться, до него взгляд на моей книжной полке не дошел, но имя прозвучало, и стало тепло, как от старого, доброго, в лучших традициях советского фильма. Автор для меня важен: говоришь Гоголь или Островский – моментально возникает образ. Скажи Достоевский, нагнетание начнется. Вампилов для меня – загадка. Спроси про него, вспомнят «Утиную охоту», «Старшего сына», и кто-нибудь из третьего ряда крикнет «Прощание в июне». Это был и мой максимум. Тогда я начал читать, зарываться в материал. Фундаментально браться за работу с авторским текстом – мое главное правило. Островского ставил, все 12 томов прочитал, у Вампилова всё собрание в два тома умещается, мне этого показалось мало, я списывался с музеями, мне газеты присылали. Меня так захватило, особенно публицистика, когда писатель работал в газете, в журнале, ездил по тайге, встречался с сибиряками и описывал реальные ситуации. Пришел к Юрию Николаевичу и сказал: «Классно, давайте ставить!»

– Там есть комедия?

– Всё есть! Фельетоны, одноактные вещи – наша эстрадная тема. Александр Валентинович – гениальный автор. С артистами обсуждаем его великолепное владение русским языком, его простые, но мощные фразы. Пусть говорят, что это наивная драма, мне очень нравится материал, хочется поставить очень простую вещь, без двойных смыслов. Откройте «Белые города», каков посыл в этом коротком рассказе! Хорошо родиться где-то в безмятежном белом городе, провести детство в яблонях, коллекционировать марки, шататься с друзьями по улицам, потом всё бросить и уехать покорять тайгу. А если ты родился в Сибири, там живешь, работаешь, не бывал в городах, но ты их строишь?! Ты видел и понял главное, не затрачивая на это времени и километров… Гениально написано.

– Вампилов впервые прозвучит со сцены Театра Эстрады? Уже есть название спектакля?

– Да, это первая работа по Вампилову. Продолжая традицию сразу создавать для зрителя образ и ассоциации с помощью фамилии автора, назвали спектакль «Вампилов. Оттепель».

– Как выбирали «ингредиенты» для нового «коктейля»? В «Ревизоре» смешано две пьесы, во «Вселенной Островского» – девять…

– Больше девяти! Не люблю добавлять в постановки свои слова. Классик уже всё написал, просто найди у него, если надо что-то добавить в сцену. У Вампилова мало диалогов, поэтому идут компиляции, мне приходится объединять по три-четыре рассказа, не теряя смысла. Например, нужен эпизод ссоры женщины с мужчиной, я его составлю из разных произведений, но это будут авторские фразы.

– Есть любимый рассказ, особенно созвучный Вашему мироощущению?

– Для меня очень важно пересечение с сегодняшним днем. Мне нравится, что герои Вампилова думают о будущем. А в наше время усиливается тенденция думать только о настоящем, жить здесь и сейчас, не задумываясь, где я буду через три года, через пять. Не даю оценку, хорошо это или плохо, но как режиссера это столкновение меня зацепило, что будет потом… Понял, что хочу и буду ставить, когда прочитал гениальную фразу в рассказе «Конец романа», где девушка с парнем расстаются на вокзале, он сбегает из Сибири, от неустроенности, тягот, она остается: «…В открытых глазах слезы, и сквозь их пелену растут и заполняют весь взгляд сплошным неясным заревом огни будущего города». Здесь всё!

– Будете ли раздвигать время и пространство с помощью цифровых технологий?

– Всё будет, но это первый спектакль, где я выдвигаю артиста вперед и не прикрываю технологичными придумками. Четвертая постановка, уже сложилась доверительная атмосфера. Первый опыт был тяжелым, не все были готовы к моей манере ставить. Весь спектакль уже живет у меня в голове, надо это принять, а не тратить время на конвульсии непонимания, что будет дальше. Как можно на первой репетиции объяснить сцену со Сватом Фадеичем в стилистике девяностых? Но именно на Островском увидел, что актеры слушают и верят, что мы куда-то придем.

– Свет, хореография, музыка у Вас снова в союзниках?

– Конечно! Музыку, песни к спектаклю пишет Юрий Гальцев. Мы взяли стихи Юрия Левитанского, они очень близки Александру Вампилову и по литературе, и по мысли, и по идее. С художником Алисой Юфа, я ее обожаю, создаем особенный колорит. Одной из важных режиссерских задач считаю необходимость разрушить странный стереотип о русской культуре с засаленными платьями и атласными рубахами. Когда я был в Японии, Китае, видел, как трепетно там относятся к историческим костюмам. Даже туристу на праздниках, фестивалях для фотографий предлагают дорогие одежды, которые подчеркивают красоту и уровень культуры. Ты можешь сидеть в театре Кабуки, вообще ничего не понимать, но это самое театральное, что я в мире видел. Они цепляются за этот мир условностей и никому никогда его не отдадут. Почему мы так не делаем? У нас дают кепку и дешевую рубаху, которые даже в руки неприятно взять, не то что надевать. Я хочу показать, что к нашей культуре тоже надо бережно относиться, она уникальная, она не в картонных кокошниках и лаптях. В этом спектакле отдельная миссия – показать невероятную атмосферу России.

– Герой рассказа «Солнце в аистовом гнезде» говорит, что лучшие декорации во всём мире – это декорации нашей жизни, но вместе с театром в его жизнь приходит долгожданное чудо. В Вашем спектакле Солнце сядет в аистовое гнездо?

– Это будет финальное произведение в спектакле. Во-первых, оно автобиографичное. Человек, сидящий на пороге сельского клуба – это Вампилов. Мама писателя, Анастасия Прокопьевна, говорила, что рассказ «Солнце в аистовом гнезде» – «воспоминание Саши о детстве». Когда-то ребенком он увидел на сцене в бревенчатой избе нечто потрясающее. По афише – спектакль, по содержанию – чудо, которое изменило его жизнь, озарило творческим откровением и подарило любовь к театру.

Беседовала Ирина Мохова
Фото: пресс-служба