ЛЕОНИД ЯРМОЛЬНИК. КОРОЛЬ И ЦАРЬ РОССИЙСКОГО КИНО

Киносказки безоговорочно стали главным российским кинотрендом последних лет! Они получают бешеные бюджеты на производство, они срывают сумасшедшие бокс-офисы в прокате, а отечественные классические фольклорные или анимационные сюжеты обретают новую жизнь. Киноадаптация культового советского мультфильма «Летучий корабль» приземлится в кинотеатрах 21 марта. Роль царя-батюшки в полнейшем гротеске по заветам самого Станиславского сыграл недавний юбиляр и любимец миллионов зрителей Леонид Ярмольник. О мультиках, царях, семейных отношениях и киносказках он рассказал в интервью изданию «Театр + Кино».

– «Летучий корабль» – очередная многообещающая киносказка в российском прокате. Как вы думаете, чем она сможет привлечь зрителя?

– Мы выросли на этой сказке от «Союзмультфильма». «Летучий корабль» – очевидная классика. С прекрасной анимацией, музыкой, голосами известных артистов. Он о мечте, о справедливости, о честности – о самом важном в жизни. В нем столько любви и добра, что трудно не очароваться.

– Как вы уже сами заметили, «Летучий корабль» снят по мотивам знаменитого советского мультфильма 1979 года, который смотрели все. Причем по несколько раз. Можно ли сравнить киноленту с анимационным оригиналом?

– Кинематограф может более тщательно раскрутить историю, превратить ее в более крупную. В художественном фильме всё становится глубже, интереснее и… ощутимее. Играют настоящие люди, артисты, а это всякий раз дает зрителю большее соприкосновение с реальностью, дарит больше ассоциаций с собой, со своей жизнью. Кроме того, сюжет нашего фильма не копирует историю точь-в-точь, она дополнена новыми линиями, персонажами, и это тоже добавляет ей объем. Поэтому не стоит даже пытаться сравнивать старый мультфильм и новую киноисторию, как мне кажется.

– Вы играете Царя, отца Забавы – в мультфильме он был очень комичным персонажем – просто настоящий царь-государь, всё на нем: и царство, и ремонт, и дочь на выданье. Как вы работали над кинообразом Царя?

– Попробовать себя в роли царя мне достаточно легко, потому что это сказочный царь, и он очень похож на артиста Ярмольника с точки зрения его проблем, амбиций, мечт. Всё очень похоже на мою жизнь – я такой царь внутри своего дома, поэтому увеличить в воображении это всё до масштаба государства было не так сложно. У меня тоже есть дочь, она замужем, есть двое внуков, поэтому я понимаю отцовскую радость, когда дочь выходит замуж, появляются ее собственные дети и так далее. Я считаю, что сегодня очень важно выпускать такие картины, как «Летучий корабль» – фильмы для семейного просмотра. Они делаются для детей, но так, чтобы и взрослым было интересно смотреть – с точки зрения содержания, формы, «примочек» всяких, иронии. Для того чтобы сеять доброе, светлое, вечное, надо пытаться современным детям рассказывать о самом важном в жизни: о том, что есть любовь, есть дружба, вера в завтрашний день, желание бороться за то, чтобы восторжествовала справедливость. Думаю, что кино самая удобная и правильная форма для того, чтобы доносить эту информацию детям.

– Не секрет, что киносказки – это высокотехнологичное кино с массой компьютерной графики, которая есть чуть ли не в каждом кадре. Насколько это отражалось на съемочной площадке, сложно было физически справляться с этим?

– Особых сложностей не было, потому что проект масштабный, тщательно проработанный по всем направлениям, с великолепными интерьерами и декорациями. В картине много компьютерной графики – на это ушло очень много времени. А так на съемках всё было достаточно ритмично организовано, без срывов.

– Расскажите, как работалось с вашими основными коллегами по фильму: Александром Метелкиным и Ксенией Трейстер, которые играют Ивана и Забаву? Долго ли притирались друг к другу или сразу сработались?

– Молодые актеры тоже все разные, у всех разные школы, воспитание, характер. Но на съемках «Летучего корабля» я был в восторге. Во-первых, потому что, например, Саша Метелкин с перерывом во много лет он идет не то что по моим стопам, а по тем местам, которые мне по жизни очень близки. Он работал в Театре на Таганке. Он абсолютно профессиональный, талантливый парень. Саша очень подходит к этой роли, а работать с ним было легко и интересно. Ксения Трейстер, сыгравшая царевну Забаву, как и я, «щукинка» – студентка Театрального училища им. Щукина. Я встречался с их курсом, у нас было что-то вроде открытого урока. Ребята задавали мне вопросы о профессии, про то, как я себя в ней ощущаю. Пытался им объяснить, что их ожидает, что это профессия трудная, конкурентная. Много-много лет придется доказывать свое право на зрительское внимание – каждый раз, как в первый. И вот мы с Ксенией на одном проекте встретились. Ну а всех нас объединил в одну команду Илья Учитель, замечательный режиссер. Я очень рад, что он пригласил меня в эту работу, потому что я в восторге от его картины «Стрельцов» с Сашей Петровым, и работать было интересно во всех отношениях. Он очень тщательный, очень подробный, талантливый.

– Для Ильи Учителя «Летучий корабль» – фактически новый этап в карьере и режиссерской деятельности. Вы долго думали над приглашением сыграть в его фильме? Чем вам интересен Илья как постановщик?

– Илья – в лучшем смысле классический кинорежиссер. Очень требовательный и этим похож на классика, с которым я работал, на Алексея Юрьевича Германа. Алексей Юрьевич, если понимал, что не получается в кадре то, что он придумал, или, как я обычно говорю, что ему приснилось, то дальше не пойдет. Поэтому многие сцены снимали по 17, по 20 дублей. Так и Илья: если что-то не получается, он будет больше репетировать, работать и добиваться того, чтобы все выглядело так, как он себе представляет. Считаю, это одно из главных качеств «правильного» кинорежиссера. Иногда в кинематографе, особенно в сериалах, делается так: получилось – не получилось, всё равно, сняли. Это происходит из-за спешки, пониженной требовательности к результату. Рад, что процесс съемки «Летучего корабля» был подробным и любопытным.

– И последний вопрос: на ваш взгляд, чем можно объяснить такой бешеный интерес современной аудитории к экранизациям наших сказок или киноверсиям мультфильмов? И будет ли успешен в прокате «Летучий корабль»?

– Нельзя такое спрогнозировать на 100%. Зрительский успех любого фильма всегда под вопросом. Это часть индустрии. Можно радоваться, что все получается, а в финале увидеть, что вышло не так, как себе представлял. Бывает и наоборот: во всем сомневаешься, а в результате успех. Я очень надеюсь, что снялся в фильме, который станет настоящим событием в отечественном кинематографе, что это будет еще один фильм в моей творческой биографии, которым я буду гордиться. Мы всё сделали, чтобы получился замечательный фильм. Экранизации сказок и киноверсии мультфильмов – это обычное семейное кино, которого так давно не хватало, нашего, своего, родного! Его будут смотреть дети, подростки, взрослые, пожилые и даже старики – кто-то придет семьями. Сейчас это очень нужно!