ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ШУБ

Он пришел в мир под весенние мелодии 1949 года. Время тяжелое, трудностей послевоенному поколению было отсыпано щедро, но сыновья гордо держали за руку отцов-победителей, с детства учились ничего не бояться и никогда не сдаваться. Чем больше препятствий – тем выше цель.

Сергей Григорьевич Шуб покорил множество вершин, давно и заслуженно пользуется уважением профессионального сообщества. Более 30 лет руководит уникальным по формату театром культурной столицы, которому сам придумал имя в 1991 году. Ленинградский Ленком тогда пришлось спасать от разрушения и строить «Балтийский дом». А изобретенный Сергеем Григорьевичем статус «Театра-фестиваля» превратил пространство в Александровском парке в творческую лабораторию, яркую выставку достижений театрального искусства и «территорию театра без границ». Международные фестивали «Балтийский дом» и «Встречи в России» уже третье десятилетие кряду презентуют в Петербурге всё разнообразие театральных течений Запада и Востока.

– Театр для меня – главное. В названии «Театр-фестиваль» это слово не только по месту, но и по смыслу – первое. Своей заслугой я считаю именно создание театрального организма: у нас замечательная труппа. Шестьдесят артистов профессионально и с увлечением готовы играть в спектаклях любого направления: авангард, классика, музыкальные спектакли. Имея тысячный зал в обременении, мы продумываем разнообразный репертуар, приглашаем самых разных режиссеров.

Первое театральное впечатление нашего героя родом из детства. Семья военного путешествовала по всей стране, в школьные годы Сережи она осела в Архангельске. Небольшой северный город с теплым интеллигентным кругом общения: глава семьи был не просто военным. Он возглавлял Дом офицеров, дружил с директором театра, худруком знаменитого Северного хора, приводил сына в театр, но не за кулисы, а в ложу. Когда с пьесой «Ленинградский проспект» в город на гастроли приехал театр им. Моссовета, мальчик открыл для себя магию театра.

– Главную роль исполнял Николай Дмитриевич Мордвинов, звезда русского психологического театра. Бодрый в первом действии глава рабочей династии во втором предстает сломленным. На сцену словно совсем другой человек выходит под той же фамилией. Такое внутреннее и внешнее перевоплощение меня потрясло! Но не могу сказать, что именно после этого я решил стать актером или театральным критиком. Семья готовила меня к карьере врача, даже фонендоскоп был куплен.

– А в какой момент захотели посвятить себя театру? Окружение отца повлияло на выбор?

– Был такой человек – учительница литературы. Молодая, яркая, талантливая Нина Федоровна Орлова создала драмкружок, где в 7 или 8 классе я играл Сальери. Словно простые гаммы, я до сих пор помню огромные куски из «Маленьких трагедий»… Вспоминаю, как мы ставили чемоданчик с проигрывателем «Юбилейный», запускали реквием Моцарта, и я начинал декламировать: «Все говорят: нет правды на земле, но правды нет – и выше». Даже на гастроли по городу ездили. Это была единственная сыгранная мною роль, в качестве актера я больше на сцену не выходил.

Успех в театральном деле ему пророчил легендарный Анатолий Зиновьевич Юфит, один из первых социологов театра. Он встретился на перепутье юношеских сомнений. Да, Сергей рискнул пойти по предложенной любимым учителем дороге, картой послужила страничка старейшего вуза страны – ЛГТИ в справочнике учебных заведений. С первого раза не поступил, вернулся в Архангельск, почти окончил филологический факультет и приехал в Ленинград уже с хорошим навыком работы со словом. Но после первого экзамена одолели страхи: что будет, если провалюсь, стоит ли вообще этим заниматься? Сомнения грациозно и уверенно отмел преподаватель, красавец-мужчина, супруг Татьяны Дорониной (А.З. Юфит): «Не зарекайся! Быть может, тебе всю жизнь придется этим заниматься!»

Так и вышло. Поступил, окончил, пошел театральными тропинками. Театральная редакция на Ленинградском телевидении, собственная программа «Ваши знакомые», за время работы над которой Сергей Шуб лично познакомился со всем театральным миром.

– В гостях у меня перебывали многие отечественные и зарубежные звезды. Мне кажется, зрителю до сих пор интереснее именно такой формат человеческого общения, когда говоришь о духовных ценностях, а не о том, кто чей внебрачный сын. Владимир Семенович Саппак, чья книга была для нас, телевизионщиков, настольной, писал, что «телевидение – это рентген личности, на котором сразу видно, что за человек перед тобой». Была передача «Рампа» – в ней были и новости, и премьеры, и история театра – принцип театрального журнала, что позволяло держать в курсе дела всех, кто любит театр. Мне довелось поработать с Александром Аркадьевичем Белинским – одним из создателей жанра телевизионного спектакля. Это ведь не просто фиксация на пленку театрального спектакля, что тоже надо делать, а отдельный жанр телевизионного искусства. Это тогда было целым направлением, и мне очень жаль, что сейчас эта культура утрачена.

– Если бы не театр, то врачевание?

– Не могу назвать себя рабом театральной идеи, я бы мог с успехом заниматься менеджментом и в другой сфере. Законы ведь везде одинаковые действуют, с некоторыми отклонениями. Конечно, была бы медицина. Во-первых, моя мама – врач. Во-вторых, так вышло, что я не очень здоров с детства, и медики мне жизнь спасали не один раз. В-третьих, я искренне считаю, что это одна из профессий, которая остается последним оплотом моральных критериев, не сдается под натиском бездуховности, которые проникают повсеместно. Это профессия, которая мне близка, потому что, как и мы, доктора занимаются не только телом, но и душой человека.

– В одном из интервью вы сказали, что театр дает человеку витамины гуманизма, терпимости, добросердечия, милосердия. Что для вас театр сегодня?

– Я часто повторяю эту фразу о витаминах, однако придумал ее не я. Так говорила Инна Натановна Соловьева, выдающийся критик, историк театра: «Театр не должен отражать жизнь, он должен давать жизни те витамины, которых ей не хватает». На эту тему чуть позже мы разговаривали с моим другом Римасом Туминасом, недавно ушедшим из жизни. Он сказал очень мудрую вещь: сегодня театр должен быть Ариной Родионовной, которая рассказала бы человеку такую сказку на ночь, чтобы утром ему хотелось проснуться.

После похода в «Балтийский дом» хочется проснуться, жить, даже петь, как после недавней премьеры «Сны белых ночей». Новый, юбилейный год жизни Сергей Григорьевич хочет наполнить красивыми, яркими, трогательными проектами.

– Мы снова будем проводить фестивали, традиционные и новые – например, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» в честь юбилея Пушкина. Будем участвовать в городских проектах: нам уже не первый год доверяют церемониал у Медного всадника в День города. Будут события российского и международного масштаба, например, в середине апреля проведем традиционную конференцию Ассоциации деятелей русских театров зарубежья не в Петербурге, а в Калининграде.

Но с самым большим нетерпением и волнением я жду наши премьеры. Ближайшая – постановка по мотивам французской комедии «Попугаиха и цыпленок», по ней снят известный фильм «Ищите женщину». Наш спектакль будет называваться «И никаких но!..», в нем блистательная актриса Наташа Парашкина сыграет главную роль. В июне представим «Золотого петушка» с богатейшими декорациями. Спектакль поставит московский режиссер Владимир Жуков, ученик Камы Гинкаса. В будущем сезоне приедет Сергей Потапов, постановщик «Укрощения строптивой» и «Тараса», теперь он увлечен идеей «Калины красной» по Шукшину. Именно благодаря, а не вопреки тому, что у нас нет главного режиссера, мы имеем столько аншлаговых спектаклей. Главный секрет нашего Дома видится мне в умении готовить духовную пищу из самых разных ингредиентов.

Рабочий график юбиляра очень плотный: забот о театральном доме, театральной семье, театральных детищах – без счета. Ежедневник напоминает маршрутный лист альпиниста – покорять вершины самому и вместе с командой – естественное состояние прирожденного руководителя.

– Сергей Григорьевич, у Вас огромное количество наград, какая из них самая ценная?

– Трудно сказать… (мы вместе оглядываем «иконостас» с дипломами, грамотами, статуэтками, и Сергей Григорьевич смеется, снова демонстрируя прекрасное чувство юмора и самоиронии). Когда выбираешь врача, то, если видишь, что в кабинете все завешено дипломами, думаешь: ага, значит хороший. А если говорить серьезно, то, наверное, Орден Дружбы перевешивает все остальные. Он в большей степени проясняет суть того, чем мы занимаемся. «Ребята, давайте жить дружно!» – незамысловатая истина, которую мы всё чаще забываем. Давайте не будем забывать!

+Ирина Мохова