ИЛЛЮЗИЯ ЖИЗНИ, НО В ЛЕГКОМ ЖАНРЕ
![](https://theaterplus.ru/uploads/ba741226bea5798668df00c03e12af8d.jpg)
Водевиль «Лев Гурыч Синичкин», по которому Виктор Крамер поставил спектакль в Театре Комедии, имеет в России огромную сценическую историю.
Да и наш кинематограф обращался к ней дважды. Не все знают, что и пьеса эта, сочиненная в середине XIX века русским актером Д. Ленским, тоже переделка, интерпретация на русский лад французского водевиля. Время диктует режиссерам каждый раз новый подход к этой незамысловатой истории, где есть все атрибуты, интересующие публику: закулисные страсти, любовный треугольник, сентиментальные отношения отца и дочери.
Меняются декорации, пластика движений, к пьесе каждый раз сочиняют новые куплеты, вводят злободневные шутки, но смысл истории не меняется. И публика продолжает смотреть знакомую историю, смеяться, плакать, аплодировать.
![](https://theaterplus.ru/uploads/646a289767060bd141559608d4fab954.jpg)
Почему? Кому, скажут скептики, может быть интересно бытие провинциального захудалого театра, когда жизнь каждый день преподносит нам трагические сюжеты? Ан, нет! Публика до чертиков любит переживать перипетии судеб актеров, скандалы в больших и малых театрах. Ведь, поддаваясь иллюзии театра, зрители воображают, что жизнь за занавесом так же увлекательна, интересна и заманчива, как на сцене.
Постановщик нынешнего спектакля в акимовском театре смело вводит свою публику прямо в сценические будни. И не в переносном, а прямом смысле.
Между двумя действиями этого «театрального безумства» прямо в зале разыгрывается увлекающая зрителей интермедия. Рабочие сцены монтируют декорации перед открытым занавесом. Носят кипы рукописей, болтают, делают селфи (куда ж без этого), и, заметив вспыхивающие огоньками камеры публики, разрешают желающим сфотографироваться прямо на сцене. Отличный ход.
![](https://theaterplus.ru/uploads/d9b2c3a53144d0af1dd7fdd9b92dc21a.jpg)
Представляете, сколько радости принесут эти селфи с «настоящими артистами» зрительницам всех возрастов. Как радостно станут они постить их в социальных сетях, и рассказывать о спектакле. Ход не просто художественный, а маркетинговый. Знал бы о таких возможностях один из героев – содержатель театра Петр Петрович Пустославцев (Владимир Миронов), обязательно бы использовал их, зарабатывая театру деньги, которых всегда не хватало. И во времена русской театральной антрепризы. И в наше время.
Этот герой и сам мастер рекламы. Вот и афишку для премьеры в своем театре сообразил занятную: «Сегодня в первый раз представлено будет новое сочинение г-на Борзикова «Тиран природы, или Собаке – собачья смерть» в пяти действиях. По ходу пьесы публика услышит женские слезы, пушечные выстрелы, танцы веселых утопленниц, крокодилы, кроме того, добрые и злые духи будут совершать поступки в новых роскошных костюмах».
![](https://theaterplus.ru/uploads/d6632ce409b10cdf76b598c3fa2a325a.jpg)
Костюмы, придуманные для новой постановки Евгенией Панфиловой, и впрямь презанятные. Толстомясые русалки с бантами-плавниками, героиня Раиса Минична (Ирина Мазуркевич), выезжающая на сцену прямо в обличии гипсовой Ники, а в будничной жизни блистающая изящными линиями современного брючного костюма. И первый любовник (Андрей Конев) очарователен в голубом балетном трико со спиной, «украшенной» коричневыми отметинами больничных банок. И ловелас князь Ветринский (Алексей Красноцветов), щегольски одетый по моде XIX века.
![](https://theaterplus.ru/uploads/fb51ef54d523553168b7125fffc03666.jpg)
А вот труппа и начальство стильными одежками не блещут. Да и как модничать в пространстве закулисья, где на тебя в любую минуту свалится какая-нибудь штуковина, изображающая громы, молнии, ветра. За кулисами нет того праздника жизни, за иллюзией которого мы стремимся в театр. Пыльные кулисы, колосники, нагромождение станков, лестниц. Эту атмосферу режиссер и художник Виктор Крамер создает виртуозно.
Публика должна понять из какого мусора рождается красота, пусть и нарисованная на задниках, как голубые барашки волн. А вот когда занавес откроется, для зрителей вся эта закулисная грязь и суета растворится в красоте света, декораций и бутафории. Как, впрочем, растворятся и все театральные дрязги, преобразованные в интригу пьесы.
Собственно, об этом и водевиль. И тут жанр никакой роли не играет. В решении Крамера это почти капустник с шуточками-намеками. Но главное-то не в этих комических репризах, не в шутливых или с пафосом спетых песенках. Главное – в людях, в актерах, которые, в сущности, играют спектакль о себе. Русский театр существует уже несколько веков. Но и столетия не могут изменить отношения между людьми. Поменялись декорации – с громоздких деревянных колымаг на спецэффекты 3D. И то не везде.
А вот интриги, борьба за место под солнцем, любовные связи и разрывы – всё как прежде.
![](https://theaterplus.ru/uploads/019600d25d7eca1386fcc5be30bec032.jpg)
Вот, к примеру, здешняя «прима-балерина» Раиса Минишна (в блистательном исполнении Ирины Мазуркевич) ни за что не хочет отдать хоть крошечное местечко, уже завоеванное ею за годы служения театру. Готова на любую интригу и пакость. Даже платье сорвать с дебютантки Лизы. Сорвать платье – сорвать премьеру!
Но и она, в тот момент, когда течение спектакля может нарушить поломка декорации, выбегает и впрягается в общую упряжку, что тянет на себе канат, удерживающий бутафорскую Луну. Ирина Мазуркевич, безусловно, создает наиболее яркий персонаж в этом спектакле. Такова ее роль.
Она куда красочней довольно бледно написанной роли Лизы, с которой, впрочем, Анна Саклакова справляется вполне достойно. «Голубых героинь» вообще играть трудней, чем ярко выраженных злодеев, интриганов. А в этом спектакле, где, как в старинных комедиях d'elle arte, все фигуры представляют известный архетип, артистам очень сложно добавлять своим героям совсем уж неожиданные краски.
![](https://theaterplus.ru/uploads/aaa455284a05287def3441bbf858d222.jpg)
Хорош Николай Смирнов в роли Синичкина. В меру добр, в меру жалок, в меру энергичен. Артист, прекрасно владеющий приемами комического существования, точен и изящен в характеристиках героя, не утрирует, не «плюсует», намеренно отказываясь от маски «благородного отца» – было такое амплуа в русском театре.
Этим темпераментным и хитроумным Синичкиным, талантливым артистом с душой большой и благородной, движет только любовь к дочери. Оставляя незастроенные зоны для импровизации, режиссер делегирует артисту право быть эдаким «локомотивом» действия. И эта актерская свобода, на самом деле, и формирует стиль спектакля. Интересен Виталий Кузьмин в роли драматурга Борзикова. Да и остальные участники актерского ансамбля профессиональны, чувствуют стилистику этого безумства, ощущают радость лицедейства. Так вдохновенно звучат партии разных инструментов в хорошем академическом оркестре.
Замечательно еще и то, что в этом спектакле артисты поют вживую. Озорные, остроумные стихотворные куплеты Вадима Жука, положенные на музыку Сергея Ушакова, придают старинному водевилю энергию, юмор и современность. Так же как и придуманная хореографом Анной Обцешко пластическая партитура – почти брейк-данс.
После «Синичкина» поднимается настроение и дышится легко. Как говорится, жизнь представляется в легком жанре. А от тяжелого мы очень устали.
+Людмила Модина