АРТЕМ БЕЛОЗЕРОВ. ИЗ ПРИНЦЕВ – В КОРОЛИ

Когда родился в Норильске и прочувствовал прелести жизни в заполярье, именование Петербурга северной столицей вызывает солнечную улыбку и неизбывное ощущение сказки. К набережным Невы Артёма Белозерова привел волшебный клубочек поиска своего пути в жизни. В xxi век и в профессию юноша шагнул, переступив порог детского драматического «театра у нарвских ворот».

– Артем вырос у нас в театре, здесь прошел все этапы взросления, – предваряет встречу с героем художественный руководитель театра, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Валентина Михайловна Лутц. – Пришел совсем юным, сразу после окончания курса народного артиста РСФСР. З.Я. Корогодского. Это был последний курс Зиновия Яковлевича, выпускал он их как актеров-режиссеров. Школа сразу проявилась в навыке самостоятельно работать над ролью, анализировать материал и мастерски создавать характер. Плавно, активно набирая ремесло, Артем переходил от юных героев к возрастным персонажам, от принца к королю. Он с нами уже более двадцати лет, один из самых занятых артистов с множеством разноплановых ролей, характерных, лирических – он многогранно талантлив, это любят зрители, замечают профессионалы. Артем Белозеров – победитель и лауреат различных конкурсов и фестивалей. Например, в прошлом году жюри «Волшебного фонарика» единодушно отметило его работу специальным призом. Достойные у нас ребята: все, кто служит детскому театру, создают красивое, интересное, необычное.

Артем Белозеров не сразу почувствовал, что театр – это любовь на всю жизнь. Поначалу даже устроился помощником крупье в казино. Но стоило позвонить заведующей труппой «Театра у Нарвских ворот», сразу принял приглашение прийти.

– Это было несколько неожиданно, думал, что провалил показ, я был таким «зажатиком», и внутренне и внешне. Учился на режиссера, всё действие у меня в голове происходило, по сцене ходил задумчивым, – улыбается Артем. – Постепенно пришло понимание, что нужно не только головой работать, но и задействовать чувства, пластику, все выразительные средства. Со временем расслабился, раскрылся, осознал: актерство – это мое, я тут навсегда.

Ему повезло с учителями. Самый первый и самый главный – мама. Галина Георгиевна была классным руководителем у сына, артистично преподавала литературу, часто для уроков делала театральные декорации и предлагала разыгрывать сюжеты из классических произведений. Первой поддержала Артема в момент яркого «замыкания» в выпускном классе: «Хочу быть режиссером!». До этого озвучивались планы стать педагогом или переводчиком.

– Это мама сразу предложила ехать в Петербург, если уж учиться режиссуре, то только у великих. И мне повезло, судьба свела с легендарным Зиновием Яковлевичем Корогодским, замечательным педагогом и человеком. Он не только делился знаниями и навыками относительно театра, но и формировал личности. Многим проникся, многое впитал, хотя взаимоотношения были сложные. В юности я был товарищ ершистый, случались даже прямые конфликты, но Зиновий Яковлевич своей мудростью и опытом всегда убеждал, что прав. И еще могу смело назвать очень важным Учителем Валентину Михайловну Лутц, моего художественного руководителя. Уже более двадцати лет я прорастаю в профессии под ее началом, счастлив быть частью команды, частью семьи: у нас театр-дом. По рассказам друзей знаю, как бывает в других труппах, да и в атмосферу кинематографического производства удалось погрузиться, она интересная, но немного пугающая. У «Нарвских ворот» мы занимаемся таким замечательным делом, как детский театр, общаемся с самыми благодарными на свете зрителями.

Первая роль была сказочной и главной – победитель дракона Ланг в спектакле «Волшебный меч» по пьесе Г. Сапгира. Режиссеры увидели и полюбили в нем органику и глубину. Все созданные Белозеровым образы – яркие и неповторимые, в каждой из работ он – «настоящий». Спрашивать про любимую роль – словно ставить перед невозможным выбором, кого из детей любишь больше.

– Особенной могу назвать постановку «Щелкунчика». С первого сезона я в ней бессменный мышиный принц Пирлипат. Острохарактерный персонаж, фехтование, танцы, интересный поворот в финале спектакля – все это дает возможность проявить себя актерски. А есть спектакль, который можно назвать бенефисным: я в нем уже прошелся по всем мужским ролям, это «Все мыши любят сыр». Начинал с маленького влюбленного мышонка Шомы, потом играл мышонка-чародея, теперь выхожу в образе отца Шомы.

Почти трехнедельный «мышиный марафон» – подношение театра к юбилею Артема Белозерова.

– По режиссерской составляющей не скучаете?

– Был момент выбора. Редко, кому удается одновременно быть хорошим артистом и режиссером. Мне не хочется самому ставить и самому играть, в этом вижу момент самолюбования. Я выбрал актерскую профессию и не жалею, в ней еще расту, к чему-то стремлюсь. Может быть, когда-то захочется и постановкой заняться.

Ставить сейчас не позволяет и занятость, но Артем самовыражается как драматург, сочиняет пьесы и отдает другим режиссерам. Первая постановка была в Москве.

– Я отправил сказку «Как ежик Новый год встречал» на литературный конкурс Союза театральных деятелей. В жюри была завлит «Ведогонь-театра», работу похвалила и попросила разрешение поставить. Мне было приятно, постановку отыграли не одну новогоднюю кампанию.

Сказки А. Белозерова гуляют по миру, уже более двух десятков постановок идет в России, Казахстане, Узбекистане, на Украине, на Кипре и в Сиэтле. Артем и сам любит путешествовать, с театром объездил много стран и городов, но всегда с радостью возвращается в Петербург. Этот город привязал его крепкими нитями любви.

– В первую очередь, это привязанность к деткам, это мои самые крепкие ниточки. Любимая супруга Ольга (она тоже «детскоориентированная» – воспитатель в детском саду) подарила мне двух прекрасных сыновей. Привязан и к театральной семье, в которой я чувствую себя счастливым человеком. И сам город люблю, красивее Петербурга никогда ничего не видел. В 1996, когда я приехал, город был немного другим, несколько потертым, но все равно я сразу влюбился в его красоту, а потом и в богатый внутренний мир.

Жить в гармонии и расставлять акценты в жизни помогает трезвая самооценка.

– Нужно твердо понимать: чего ты хочешь, что главное, что второстепенное, чего реально хочешь. Если верно поставил цель – добьешься желаемого. У меня много творческих планов, идей. Но главные, самые сказочные подарки я уже получил – жизнь и творчество! Благодарен маме, что подарила эту жизнь, поддержала при выборе творческого пути. Она мой самый большой фанат, живет сейчас на своей родине в Витебске, но, когда приезжает, с огромным удовольствием ходит в театр, восхищается нашими спектаклями и моей игрой.

+Ирина Мохова