СИНЯЯ ПТИЦА АНАСТАСИИ УДАЛОВОЙ

Анастасия Удалова родилась в актерской семье. Прогулка по детству прошла в театральных декорациях, но девочка была уверена, что к театру не подойдет на пушечный выстрел. Не подошла, а влетела! На крыльях «Синей птицы». Символ мечты ее сопровождал, подавал знаки. Подсказки собрались воедино в консерватории. Доброй феей стала профессор Лидия Львовна Волчек, которая еще в музыкальной школе заприметила талантливый сгусток энергии и, будучи человеком огненного темперамента, сопроводила Анастасию в мир музыки, театра, сказки.

Был и сказочник – легендарный режиссер Александр Аркадьевич Белинский, он окрылил и помог оформиться мечте.

– Настя, не сомневайся! Открывай свой театр и назови «Буратино!» – потребовал мэтр.

– Нет, только не «Буратино!» – Анастасия пыталась увернуться от серьезного разговора.

– Хорошо, а что ты сейчас делаешь? – не давал уйти от темы мэтр.

– «Синюю птицу», – то был период знакомства с Ольгой Андреевной Петровой и первое столкновение с их совместным с Андреем Павловичем Петровым творением. И, когда было произнесено название, возник еще один знак! Вспомнилась фигура Синей птицы над театром Н.И. Сац в Москве, где Анастасия ставила свой первый (дипломный) спектакль. Открылись в День космонавтики и поехали-полетели! Ольга Андреевна станет потом одним из первых членов Попечительского совета.

В 2004 – первый взмах крылом, создание студии, яркая эпоха развития мюзикла. «Голубой щенок» и «Кошки», «Оливер» и «Аладдин», «Красная шапочка» и «Королевский бутерброд» – ставили всё: от простых до гениальных джазовых историй. В 2014 году – второй взмах: студия переросла в театр, к музыкальным добавились драматические работы. В 2024 году начинается новый этап развития и студии, и театра, и Авэшечки – как ласково прозывают Удалову воспитанники. В единомыслии и единотворчестве сотни «птенцов». Многие разлетелись по театрам Петербурга, Москвы, других городов и стран. Сама Анастасия Владимировна тоже активно летает – востребована в качестве режиссера-постановщика на российских и зарубежных площадках. Постановки и награды не сосчитать, их число перевалило за сто.

– Я считала, что режиссеров в моей семье не было, подобного в моей семье не было, и совсем недавно узнаю случайно: в роду есть оперный режиссер, который занимался педагогикой, формированием артистов, о нем написано в театральной энциклопедии. И это тоже в копилочку знаковых подсказок от жизни. Мне нравится балансировать между взрослым и детским мирами. Бывают периоды, когда перевешивают проекты в других театрах, и тебе не хватает детского наивного взгляда и «Почему?» У тебя сто человек в большой фундаментальной опере, звезды мировой величины, фантастический уровень подготовленности, например, в Казанском театре оперы и балета. Совершенно другой театр, абсолютно другая история, но смешно и неожиданно мои параллельные миры соединяются. Там – высший пилотаж и наши гран-при одномоментно. Международные фигуры, которые советуют, помогают нашим «звездочкам» выбрать путь. Например, одна ученица долго стояла на распутье между эстрадой и оперой, сейчас уже закончила стажировку в Геликон-опере, я ей очень горжусь. С новыми силами прилетаешь в «гнездо», тебя осыпают вопросами или молча ждут твоего слова, жеста, так верят в тебя, искусство, сказку, мечту – в «Синюю птицу».

Чествовать Анастасию Владимировну и поздравлять «Синюю птицу» на гала-концерт в честь юбилея пришли прославленные деятели искусства России.

Глава попечительского совета «Синей птицы», народный артист России, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург Опера» Юрий Исаакович Александров открыл марафон поздравлений: «Знаю театр с колыбели, не перестаю удивляться таланту Анастасии: как удалось придумать и держать на своих хрупких плечах театр, в котором живут по душе, по сердцу и по правде. Детей обмануть нельзя! Мы помогаем своим юным коллегам, верность и дружба – ценнее всего».

«С особенной радостью пришли поздравить знаменитый театр с особым лицом, с прекрасными и честными спектаклями -блокбастерами. Развития, процветания и своего, умного зрителя!» – пожелала директор Музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина (бывший «Мюзик-Холл») Юлия Николаевна Стрижак

«Поймать «Синюю птицу» и все двадцать лет быть хранительницей мечты непросто, но Анастасии это удалось – театр состоялся! Удачи Анастасии и птенцам, яркой творческой жизни!» – зал очень тепло отозвался на пожелание Юрия Алексеевича Шварцкопфа, заслуженного деятеля искусств России, генерального директора Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.

«Синяя птица» – место, где рождаются настоящие чудеса и сбываются мечты. Мы рады дружить с театром, показывать спектакли на нашей площадке, наблюдать за творческими достижениями», – приветствовала юбиляров и вручила благодарственное письмо администрации директор Дома молодежи Василеостровского района Ольга Николаевна Иванова.

«Возникший как авторский проект талантливого режиссера «Синяя птица» стала объединением единомышленников, площадкой для творческого эксперимента, местом притяжения талантов. Знаковый юбилей театр отмечает в числе лучших музыкальных театров Санкт-Петербурга!» – оценка председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Федора Дмитриевича Болтина утонула в овациях, как и слова председателя Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей России Сергея Ивановича Паршина: «Театр создан благодаря творческой неудержимости Анастасии Удаловой и держит высокую планку, которую регулярно подтверждают самые престижные награды. Спасибо за важную миссию – воспитание будущих поколений!»

Представители Мариинского театра, Молодежного театра на Фонтанке, Детского музыкального театра «Зазеркалье», Национальной оперной премии «Онегин», Фонда Ирины Богачевой тоже поздравили коллег, сделали творческие подарки и отметили высочайший профессиональный уровень «Синей птицы». В калейдоскопе отрывков из репертуарных и учебных спектаклей блистали артисты театра Удаловой. Это была необыкновенная концентрация красивого вокала и хореографии в один вечер на одной сцене!

Анастасия Удалова убеждена: творческий выбор должен открывать бесконечность возможностей. Синтетический, универсальный артист имеет больше вариантов, если владеет не только драматическим искусством, но и умеет танцевать, петь. В студии предметов не меньше, чем в театральном институте: сценическая речь (которую преподает актриса Екатерина Удалова), сценическое движение, акробатика, фехтование, два вида танца, хор, вокал, балет, изобразительное искусство, продюсирование.

– Неважно, какую профессию ты выберешь, земную или творческого парения. Не пошел по театру один из первых наших актеров – злой паучище в «Мухе-Цокотухе» в шикарном костюме с длинными руками-щупальцами, его другая сеть заманила – IT, но до сих пор пишет и благодарит. А самый маленький – Платон Белькин, который вышел на сцену, когда ему еще трех лет не было (и мы общались через переводчика – его маму), нашел призвание в драме, счастлив учиться в мастерской Григория Козлова. Инженер ты или музыкант, у каждого должна быть своя «Синяя птица».

Много интересных судеб, много сложных. Есть ребята, которые выросли в детском доме. Есть печальные истории. Творчество спасает и объединяет, учит помогать друг другу и верить в себя. Это содружество, окрыленная стая.

Преемственность – бесценное достояние театра. Многоуровневая эстафета передачи знаний и наработок, профессиональных тайн: маленькие дети и выпускники, выпускники и молодые артисты, молодые артисты и опытные коллеги. Часами можно наблюдать картину «Валентина Григорьевна Кособуцкая и малыш» или «Виктор Антонович Кривонос и начинающий артист». Молодые композиторы, либреттисты, художники, продюсеры – они тоже в этом гнезде, вместе развиваются, перестают бояться творить.

Пуститься в творческий полет – стать бесстрашным, преодолеть притяжение земных проблем. Музыкально-драматический театр – удовольствие дорогое и хлопотное, на двух стульях не сыграешь: нужны оркестр, микрофоны, звукоусилительные системы, визуальный  ряд. Играть вживую – естественная потребность музыкантов.

– Изначально мы все музыканты, и нам важна живая музыка. Драйв другой, слышим по-другому. Не каждая студия, не каждый театр может себе позволить живой оркестр. К счастью, у нас есть опыт работы с живым оркестром даже в формате большого мюзикла.

А еще в «Синей птице» всегда есть добрая история. Даже когда ставили для взрослых в жанре черной комедии «Мышьяк и кружева», получился фантастически добрый, отдыхательный спектакль для мам и пап, с обаятельными злодеями.

Как талисман, как философия в репертуаре всегда заглавный спектакль – «Синяя птица». Это история на десятилетия и поколения влюбленных в историю, искусство, культуру и сказку. Самое точное определение было дано Лидией Львовной Волчек в самом начале полета  – театр музыкальной сказки. Сказка – и есть самая важная мечта в детстве, из веры в чудо и фантазий формируется цельная личность, появляются ученые, философы, космонавты, врачи, педагоги. Из маленьких мечтателей, сохранивших в себе ребенка, вырастают актеры.

– Есть сложности, проблемы, ошибки, но есть сила и внутренние убеждения, нацеленные на передачу тех самых культурных, нравственных традиций, сохранения духовности. Бездуховность – путь в никуда. Я не про религию, я про душу, про сохранность внутреннего мира человека. Может быть, внутри «Синей птицы» появится (или уже появился?) малыш, ккоторый сделает нечто важное, знаковое для искусства. Может быть, и я, и студия, и театр служат миссии поддержать его в определенный момент. Кто знает?

+Ирина Мохова

Анастасия Удалова – генеральный директор, художественный руководитель, режиссер театра «Синяя птица». Выпускница Музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (факультет режиссуры музыкального театра, диплом с отличием). Мастера – М.В. Куницына-Танкевич, И.Э. Горюнова, И.Е. Тайманова, С.Л. Гаудасинский, А.А. Белинский, С.С. Сытник, Т.М. Абросимова, А.В. Сириченко, Т.М. Тихонова-Молоткова, Г.А. Савоскина, В.И. Игнатьева, М.Ф. Свиридова, Ю.И. Александров. Среди наград А. Удаловой – дипломы всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, среди которых есть и специальный диплом за бескорыстное служение театру для детей.