ВАЛЕРИЙ ГРАДКОВСКИЙ: ГЛАВНОЕ – ОБЕРЕГАТЬ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
Театр им. Ленсовета на Петербургском театральном ландшафте всегда был и остается заметным явлением. С 1989 года здесь работает Валерий Борисович Градковский. Начав свой путь с должности администратора, он в 2006 стал директором театра и с тех пор ведет этот «корабль» сквозь кризисы к новым вершинам. «тТеатр+» встретился с руководителем театра на владимирском проспекте, чтобы разузнать секреты успешного администрирования.
– Валерий Борисович, в минувшем сезоне Театр им. Ленсовета побил все рекорды по количеству выпущенных спектаклей – зрителям было представлено 11 премьер на большой и малой сценах. Почему вы взяли на себя такие повышенные обязательства и благодаря каким ресурсам их выполнили?
– В период пандемии, во время карантинных ограничений творческий коллектив, конечно, истосковался по работе, а его творческая энергия рвалась наружу. Конечно, артисты старались ее реализовать в каких-то новых формах, например, снимали фильмы, устраивали актерские «читки», активно работали в соцсетях. Сегодня, когда большая часть ограничительных мер снята, нам с художественным руководителем театра, народной артисткой России Ларисой Луппиан, показалось чрезвычайно важным компенсировать этот вынужденный простой. Кроме того, не будем скрывать, наша труппа после ухода главного режиссера Юрия Николаевича Бутусова переживала не самые простые времена, была эмоционально разделена, и, конечно, большое количество разнообразной работы должно было артистов объединять. Мы в этом году сыграли 11 премьер, 7 из них на большой сцене, и это помогло преодолеть некоторое противостояние, которое было между разными частями труппы. Также я не могу не отметить, что все спектакли сделаны крупными яркими режиссерами. Сегодня и Комитет по культуре, и Союз театральных деятелей обращают внимание, что при таком большом количестве новых спектаклей их качество не только не снизилось, а возросло. По итогам сезона театр получил десять номинаций (это больше, чем у любого другого городского театра) на высшую петербургскую театральную премию «Золотой Софит», то есть и профессионалы-эксперты отмечают нашу серьезную работу.
– За каждой премьерой стоит не только огромная творческая работа, но и сметы, и расчеты. Ведь каждую премьеру нужно обсчитать, сделать декорации, пошить костюмы, отладить работу цехов, обеспечить рекламу. Расскажите, пожалуйста, о финансовой стороне постановок. Что позволяет вам работать с такой интенсивностью?
– Отвечая на этот вопрос, хотел бы отметить, что я с огромной благодарностью отношусь к нынешней политике Комитета по культуре. Сегодня это ведомство берет на себя финансирование в полном объеме одной-двух постановок в год. Если раньше всем городским театрам выделялась одинаковая сумма, иногда ее хватало, к сожалению, на половину одной постановки, то сегодня Комитет по культуре выбирает целиком представленную смету на один, на два, а то и на большее количество спектаклей, и полностью эту смету финансирует. Остальные спектакли поддерживают спонсоры. У нас есть долгосрочные отношения с компанией «Газпром», которые помогают обеспечивать и выпуск новых спектаклей, и гастрольную деятельность. Такая мощная поддержка помогает нам расставлять приоритеты в пользу творчества. Ну и, конечно, есть средства, которые театр сам зарабатывает, большую часть из них мы направляем на новые постановки.
– Как справляются с такими объемами работы творческие цеха театра? В отличие от актеров, которые могут играть спектакль в разных составах и участвовать далеко не в каждой премьере, у них нет сменщиков, цеха работают на износ. Нет ли опасения, что люди сломаются?
– Да, такие опасения есть, люди, действительно работают на износ, порою по ночам. У нас часто декорации достаточно объемные, тяжелые и технологически сложные в эксплуатации. Конечно, я должен отметить нашу постановочную часть, которая умудряется каждый день ставить очень сложные спектакли и участвовать в их проведении, иногда они начинают работать с раннего утра, чтобы еще дать возможность осветителям и звуковикам провести свою техническую репетицию в уже смонтированной декорации. Конечно, это не просто. Отмечу, что мы с очень большой осторожностью относимся к расширению штата. Знаете, есть известный закон Паркинсона: «Организация эффективна только тогда, когда она немногочисленна, и в ней все хотят работать». Как только организация разрастается, вся энергия уходит в формальности, в бюрократию. Я считаю, что лучше изыскивать какие-то внутренние резервы, дать работнику возможность развиваться и осваивать что-то помимо своей профессии, тогда и мозги начинают работать эффективнее, и у дирекции появляются дополнительные возможности людей материально поощрить.
– У руководителя театра всегда есть две чаши весов: на одной их них – коммерческий успех, продажа билетов, заработок; а на другой – художественная ценность постановок. Не всегда эти чаши весов уравновешены. Для вас что важнее?
– Для меня важно то, что мы служим в репертуарном театре, а репертуарный театр – это достояние России. И когда у моих коллег, которые занимаются финансами театра, появляется соблазн ставить только коммерчески выгодные проекты, я их сдерживаю. Потому что мы – театр репертуарный. И один спектакль эффективен с точки зрения экономики, а другой нужен для развития искусства театра, а третий – для продвижения каких-то нравственных аспектов, в которых нуждается наше общество, которому надо напоминать, в том числе и силами театра, о том, что мы люди.
– Впереди у вас юбилейный год. Скоро Театр им. Ленсовета отметит свой 90-й день рождения. Не могли бы вы поделиться планами на новый сезон.
– Я сейчас не буду раскрывать все названия и все наши задумки, но мы бы хотели, чтобы эта дата стала событием в городе. Не все знают, что Театр им. Ленсовета родился в доме бывшей голландской церкви на Невском проспекте, 20, в здании, которое сейчас принадлежит библиотеке им. Маяковского. Здесь 19 ноября 1933 года был сыгран первый спектакль – «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского, и после этого было принято решение о том, что в этом помещении должен быть учрежден театр. Сначала он назывался «Новый театр», через 20 лет стал Театром имени Ленсовета. Наш нынешний адрес – Владимирский проспект 12 – третий адрес театра. В классический дворянский особняк Корсаковых-Голицыных наша труппа въехала летом 1945 года, вскоре после Победы в Великой Отечественной войне. Так вот, мы хотим договориться с библиотекой и в прекрасном выставочном зале на месте нашего рождения открыть юбилейную выставку о 90-летней истории нашего театра.
Ну и, конечно, поскольку театр родился с пьесы Островского, в юбилейный год мы сочли для себя правильным поставить спектакль «Женитьба Бальзаминова» по пьесе этого великого драматурга. Кроме того, так всё совпало: 2023 год – это еще и год 200-летнего юбилея Островского. И поэтому всё связывается в одну цепочку: юбилей Островского, юбилей театра и всё, что связано с нашей историей.
Также в юбилейный год мы планируем провести фестиваль-лабораторию, который соберет, мы надеемся, если всё у нас получится, интересных современных драматургов, молодых ярких режиссеров. Очень хотелось бы объединить в одной афише интересные современные спектакли, может быть, среди них будут лабораторные работы, сделанные на базе нашего театра. Такая у нас есть задумка, я думаю, она должна быть полезна и для нашей труппы, и для всего театрального Санкт-Петербурга, которому должны открыться новые имена. Ведь мы родились именно как взрыв творческой энергии молодых талантливых артистов и объединившего их режиссера Исаака Кролля, ученика великого режиссера-бунтаря Всеволода Мейерхольда.
Кроме того, у нас в 2023 году, как мы надеемся, будет гастрольный тур в рамках федерального проекта Министерства культуры России «Большие гастроли». Приоритет в ближайшее время здесь будет отдан тем спектаклям, которые поставлены по пьесам А.Н. Островского. У нас сейчас в репертуаре два любимых зрителями спектакля – «Без вины виноватые» и «Бесприданница», появится, как я уже говорил, и «Женитьба Бальзаминова».
– Закончите, пожалуйста, фразу: «Театр Ленсовета для меня – это…»
– Дом. У меня в свое время было много соблазнов, в юношеские годы я на несколько месяцев покидал театр, а потом понял, что надо делать то, что должен, и – будь, что будет.
– Что главное в профессии директора театра?
– Оберегать и обустраивать пространство и особую среду для творчества.
Беседовала Надежда Кокарева
Фотографии предоставлены пресс-службой Театра им. Ленсовета