LOOKBOOK. «СЕМЬ БАЛЕТНЫХ ИСТОРИЙ. РАССКАЗ СЦЕНАРИСТА»
В сегодняшней рубрике «LookBook» поговорим о книге Юрия Иосифовича Слонимского – выдающегося советского балетоведа, историка балета и сценарист, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с развитием отечественного балетного искусства XX века.
Слонимский родился в 1902 году в Санкт-Петербурге, получил образование в Петроградском университете, Школе русской драмы и брал частные уроки у известных танцовщиков. Свою карьеру Слонимский начал в 1919 году с публикации рецензий к балетным спектаклям под псевдонимом "Ю. Мамонтов".
В 1920-е годы Слонимский работал в различных государственных учреждениях, включая политотдел 16-й армии на Польском фронте. Одновременно он продолжал учебу в университете и Институте истории искусств. С 1932 года Слонимский преподавал в Ленинградском хореографическом училище, где вместе с Ф.В. Лопуховым организовал первое в истории балетного театра балетмейстерское отделение.
Во время Великой Отечественной войны Слонимский служил инструктором-литератором в политотделе войск НКВД Ленинградского фронта, а после войны вернулся к преподавательской и научной деятельности. В 1948 году он защитил кандидатскую диссертацию, а с 1962 года стал профессором балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
Одна из его книг, пользующихся до сих пор большим спросом и не теряющая актуальности, – сборник «Семь балетных историй. Рассказ сценариста», написанный в период с 20-х по 60-е годы XX века. В этих статьях автор рассказывает о создании знаменитых балетов «Юность», «Семь красавиц», «Тропою грома», «Манон Леско» и других постановок, над которыми он работал вместе с композиторами Кара Караевым, Андреем Петровым и выдающимися балетмейстерами: Юрием Григоровичем, Игорем Бельским, Петром Гусевым, Борисом Фенстером, Константином Сергеевым.
Сохраняя документальную точность, Юрий Слонимский в то же время обобщает свой богатейший критический опыт. Его размышления о путях развития балетного театра, о проблемах и достижениях хореографии ХХ века не утратили актуальности и сегодня. Сборник будет интересен самому широкому кругу читателей: и теоретикам музыкального театра - балетоведам, музыковедам, театроведам; и практикам - артистам балета, педагогам, хореографам; и просто всем неравнодушным зрителям и любителям этого прекрасного искусства.