ВАЛЕРИЙ НИКИТЕНКО: РЫЦАРЬ ЖАНРА КОМЕДИИ

Церемония «Золотой Софит». Народный артист России Валерий Ефремович Никитенко первым вошел в фотозону журнала «Театр+». И первым вышел на сцену за самой почетной премией номинационного совета – «За выдающийся вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга».

ДОМОВОЙ ТЕАТРА

– С Вашей легкой ноги, Валерий Ефремович, пошла гулять примета: первые 5 актеров после блиц-интервью театральному журналу перешагивали из номинантов в лауреаты и уходили со статуэткой! – шутим, пока идем по коридорам Театра Комедии им. Н.П. Акимова. – У вас уже две в комплекте? В 2013 году вам уже вручали высшую театральную премию Санкт-Петербурга.

– Да, раз в десять лет чествуют в лучах «Золотого софита», а каждые 5 лет – в рампе родного театра, – улыбается Валерий Ефремович. – Сиживал в кресле юбиляра 11 раз, именуюсь Домовым. Капустник вел раз 45. Предлагал избрать нового ведущего, отвечают: пока вы у нас есть, никто другой вас не заменит. Молодые люди поразительно ко мне относятся, с пиететом, уважением, и я восхищаюсь нашими ребятами. Они приходят с горящими глазами, растут и перестают быть молодыми, но сохраняют огонь. Пока есть это горение, есть и театр.

ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА

Молодой артист из Симферопольского театра 62 года назад решился открыть дверь величественного храма на Невском проспекте. Слава о Короле комедии Акимове катилась по всему Советскому Союзу. Труппа из Крыма приехала на гастроли в Комиссаржевку, недавний выпускник театрального института Никитенко каждый день проходил мимо театра, о котором грезил.

– Я приехал с мечтой и понимал: такой шанс выпадает только один раз в жизни. Добыл домашний телефон Николая Павловича, позвонил, представился, мол, молодой артист, мечтаю о Вашем театре, очень хотел бы показаться. И услышал тихое, спокойное: «Приходите завтра».

Это было честное «Приходите завтра», не как в известном фильме. Валерий даже не успел подумать, что просидит у двери долго, как ровно в назначенный час дверь перед ним открылась. Юношу приняли тепло: для Николая Павловича это был визит-привет из Симферополя, где он оформлял свой самый первый спектакль.

– Собрали худсовет, назначили показ. Материал я выбрал чудовищный. Играл Пчелку из комедии «Стряпуха замужем» и практически обрек себя на провал: оказалось, что Акимов физиологически не выносит Софронова, и что Ленинград еще и потому называют городом-героем, что в нем не было ни одной постановки пьес этого автора. Потом я нес какой-то бред из детского спектакля про пакет из Африки, а в конце от зажима прочитал стихи на украинском языке. В общем, шокировал народных и заслуженных по полной программе. Акимов резюмировал только с ему присущей интонацией: «Как ни странно, но Вы нам понравились!» Попросил выучить что-то из классики и еще раз показаться, определить амплуа. Я прочел Чеховскую «Неосторожность», Николай Павлович вынес вердикт «Бытовой герой» – и принял в труппу. Так 15 сентября 1962 года Валерий Никитенко был зачислен в штат театра, в «орден» рыцарей жанра комедии.

БОЖЕСТВЕННЫЙ МАРШРУТ

Съемные углы, прописка у корифеев театра, первая собственная комната на Литейном…

– Акимов был внимателен и всегда беспокоился об артистах. Нужна прописка? Помогают молодежи мастера, каждый – энциклопедия театральной жизни: Иосиф Александрович Ханзель, Павел Петрович Панков, Павел Михайлович Суханов. Радуюсь своему углу, встречаю в коридоре Акимова: «Я слышал, Вы комнату получили?» Отвечаю шуткой: «И Вы слышали?» Понятно, что он все организовал. Улыбнулся, Николай Павлович любил удачные шутки и огорчался неудачным. Предложил: «Давайте так, Вы заедете ко мне, я как раз переезжаю из Кирпичного в «Дворянское гнездо», у меня есть вещи, которые могут Вам пригодиться». Визит получился смешной. Мы быстро отобрали какие-то симпатичные предметы, которые он не собирался брать в новую квартиру, а машина задерживалась. Сидим, между нами «правило дистанции», немедленной дружеской беседы быть не могло. Неловкое молчание Николай Павлович прерывает предложением сыграть в шахматы. Я только в шашки умею. Облом. Тогда он показывает наброски к Евгению Онегину. А я смотрю как баран на новые ворота. Он это почувствовал, совсем неловко сделалось. Пытается разрядить обстановку, рассказывает анекдот с финалом на французском. Я, конечно, сделал «ха-ха» в нужный момент, но Акимов увидел, что я ничего не понял: «Да, тяжело…». Слава богу, машина приехала, но никогда не забуду этого удивительного общения. Потом был ордер на двухкомнатную квартиру, эквилибристика в отделе по распределению жилплощади и заселение в Апраксин переулок.

– Начался мой Божественный маршрут. Поразительные картины и герои «Апрашки», встречи с артистами БДТ и Пушкинского. Часто раскланивались с Николаем Николаевичем Трофимовым, который начинал служить у Акимова, всегда интересовался, как дела. Улица Росси, Екатерининский садик, Невский проспект. Тот самый уникальный, блистательный Петербург.

В Екатерининском садике Валерий Никитенко ждал рецензии своего главного в жизни зрителя – мамы.

– Мама приехала в гости, я пригласил ее в театр. В этот день у меня было два детских спектакля и вечерний. В «Волшебных историях Оле-Лукойе» я играл три роли: солдата в «Огниве», принца в «Принцессе на горошине» и ткача в «Новом платье короля». В общем, занят по полной программе. Позвал маму не на утренний показ, а в 13.30, уже разогрелся, очень старался, особенно в «Огниве», где пел и приплясывал. Мама посмотрела, идем домой после спектакля, молчит. Уже подходим к Александринке, спрашиваю: «Тебе не понравилось? Я так старался!». И слышу: «Валерочка, ты так долго не выдержишь!»

ТАБОР УШЕЛ БЕЗ АРТИСТА

Детство детей войны счастливым не назовешь. Папа Валерия был летчиком, сразу ушел на фронт, мама с годовалым и восьмилетним сыновьями отправилась в эвакуацию, из Винницкой области в далекую Чкаловскую. Малыш чуть было не умер в Оренбурге, женщина уже прощалась с крохой, но, на счастье, у соседки оказалась спасительная бутылка керосина, с его помощью страшный дифтерит был побежден. Мать снова почти потеряла младшего после Победы, когда возвращались домой. Отлучилась на станции за кипятком, а мимо проходили цыгане.

– Меня так поразила их яркость, да и я им очень понравился, что пошел за странствующими артистами и уже покидал вокзальную площадь. Воспрепятствовала моему уходу в табор незнакомая женщина строгим окриком, мол, куда это вы дите ведете. А тут и мама подоспела, вырвала из рук.

Но вырвать из страсти стать артистом не смогла. Мальчик рано запел, стал участвовать во всех школьных представлениях и получил прозвище «артист». В 9 классе поехал к родным в Киев и сходил на разведку в театральный институт, еще больше влюбился в сцену. Мама очень переживала: 17 лет, худой, в очках – какой артист?! Но отпустила. Потом была мозаика случайностей, встреча с неравнодушными людьми и уже не прозвище, а диплом артиста.

– Может быть, это компенсация за тяжелое детство?! Жизнь дает обязательно прочувствовать, что такое счастье. А моменты несчастья помогают оттенить всю меру пережитого счастья.

ТРЕТЬЯ ГОЛОВА ДРАКОНА

Первой ролью в ленинградском театре была третья голова дракона в легендарном спектакле. Первой головой был народный артист Лев Константинович Колесов, второй – заслуженный артист Иван Петрович Панков. Пробираясь в темноте, начинающий артист наступил на ногу первой головы и услышал: «Не с того начинаете, молодой человек!» После своей реплики понуро покинул сцену, но тут в коридоре его остановил сам Акимов: «Валерий, я поздравляю Вас с дебютом. Но почему у третьей головы дракона такой петлюровский акцент?»

– Сразу стало легко, радостно. Удивительно тонкий психологически человек, помимо всего прочего. Встреча и шесть лет с ним определили всю жизнь. Как это важно, попасть в такой театр, в такую замечательную атмосферу, созданную мастером, полемистом, парадоксально мыслящим, глубоким человеком.

С акцентом молодой украинец справился, через год его русский был безупречным. Получил парадоксальную для возраста роль старого учителя в «Гусином пере» и как реликвию хранит программку спектакля с автографом харьковчанина Николая Павловича Акимова: «Валерию Никитенко от старого украинца».

МАГИЧЕСКОЕ МЕСТО

– Этот акимовский пласт, эти две традиции – по-человечески встречать молодежь и чествовать юбиляров в день рождения Акимова – до сих пор держат театр. Волшебный город и магическое место на Невском проспекте. Быть здесь, быть ленинградцем – для меня лучшая награда. В Петербурге нельзя быть человеком узкой души. Этот город поднимает человека, делает его нравственно высоким. Без этого человек безнадежен.

+Ирина Мохова

Фото: пресс-служба Театра комедии им. Н.П. Акимова