ЕЛЕНА БУДЕТ ПРЕКРАСНОЙ

«Санктъ-Петербургъ опера» готова не просто удивлять, а влюблять в шедевры мирового музыкального искусства. В мае театралов ждет яркая весенняя премьера – опера-буфф Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Написанное в 1864 году произведение с успехом ставится на мировых сценах уже более 150 лет.

Либретто создано по мотивам древнегреческой мифологии А. Мельяком и Л. Галеви, будущими авторами литературно-драматической основы оперы Ж. Бизе «Кармен». Основоположнику жанра классической французской оперетты Жаку Оффенбаху было интересно воплотить похищение Елены Парисом в пародийных образах неистребимых человеческим пороков: глупости, жадности, зависти, непомерного тщеславия, властолюбия и сластолюбия. И только любовная тема Париса и Елены получила широкое развитие в красивых ариях, дуэтах и ансамблях.

Действие в постановке (режиссер – народный артист России Юрий Александров) пронизано бурлескным, озорным духом насмешки над человеческими слабостями. Античные ситуации воспринимаются удивительно современно, не теряя своей остроты, несмотря на вполне исторический антураж.

Юрий Александров, художественный руководитель «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссер-постановщик:

«Мы вернулись к этому замечательному произведению на новом этапе жизни театра и готовы продемонстрировать высший пилотаж, не только музыкальный, но и юмористический. С момента первой редакции прошло 25 лет, многое изменилось, а жанр оперы-буфф всегда пользуется современными деталями, и мы добавили много созвучных времени оборотов.

Будем удивлять зрителей симбиозом музыки, театра и драмы. Обилие разговорных сцен, которые надо осмыслить, передать, раскрасить. Огромной сложности ансамбли и вокальные партии, непростая пластика. Это именно тот случай, когда все три компонента очень значимы и дадут фонтан шампанского. Театр сейчас на подъеме, мы готовы представить очень тонкую и стильную вещь, водевиль с оперной музыкой. Для оперных артистов это непростая задача, но мы через преодоление добиваемся баланса: прекрасной легкой игры с замечательными, сильными, красивыми, оперными голосами».

Александр Гойхман, дирижер-постановщик:

«Спектакль уже был в репертуаре, многие музыканты хорошо помнят это произведение Жака Оффенбаха. Но в театр пришло много новых музыкантов, поэтому постановка требует более углубленного внимания к деталям. Основная проблема – в объемном текстовом материале, который важно так обыграть, чтобы донести до слушателя юмор, гротеск. Талантов у нас много, наши артисты могут не только озвучить, спеть красиво, благородно и даже эстетски, но и сыграть драматические куски, изящно передать шуточный подтекст. Мы набрали три состава на все три премьерные дня: 31 мая, 1 и 2 июня».

Ольга Митёкина, ответственный концертмейстер:

«Опера-буфф Жака Оффенбаха – особенный материал. Известно, что мечтой композитора было написать большую оперу, поэтому к партиям и виртуозности исполнения всегда были высокие требования. Но и от жанра оперы-буфф не уйти, в «Прекрасной Елене» много игрового, характерного. Артистам в первую очередь нужно передать образ, слово, пластику, а все технические вокальные задачи воспринимаются как естественные. Материал многогранный, есть балладные песни, лирические номера, яркие куплеты и ансамбли. Заметна грань между французской комической оперой и классическим итальянским стилем с характерными подпевками в хоре. Мы адаптируем текст (русское либретто В. Константинова и Б. Рацера. – Прим. ред.) и решаем сложную задачу: как не потерять шарм французской музыки. Много работаем над агогикой, детально, по тактам разбираем, где сделать замедление, а где дать больше движения, чтобы музыка дышала, была по-весеннему воздушной. Хочется добиться легкости бабочки, хотя помимо серьезных вокальных и драматических задач, французская комическая опера обязывает к канканам и галопам. Уверена, наша «Елена» получится, действительно, прекрасной. Кастинг прошел легко, диапазон заглавной роли как меццо, так и сопрано, с обилием грудных нот и выходом наверх продемонстрируют наши красавицы Маргарита Шаповалова, Виктория Мартемьянова и Софья Некрасова. Роль Париса со сложнейшими каденциями, с легкостью в высокой позиции, в тирольской песне и пением в среднем регистре исполнят наши замечательные теноры Владислав Мазанкин, Сергей Алещенко, Василий Ремезов и Денис Ахметшин».