МАЙСКИЙ ВАЛЬС АЛЕКСЕЯ КОЗЫРЕВА

Если бы Алексею Козыреву сегодня предложили написать автопортрет, он бы выбрал импрессионизм. Столько ярких событий и впечатлений подарила ему жизнь. Хотя начиналось всё с мрачных тонов в отряхивающемся от бомбежек и осколков послеблокадном Ленинграде. И мальчишеский карандашный набросок в семейном архиве передает черные штрихи послевоенного детства.

– Мы жили напротив Польского сада, вокруг еще много разрушенных домов. Осень, я болею и сижу у окна, с завистью смотрю, как мои друзья, пацанишки до первого класса, нашли и тащат какую-то огромную болванку, бьют по ней кирпичом и… взрыв. Из всей нашей компании я один остался жив, меня спасла болезнь.

Алексей Сергеевич рано понял, что между несчастьем и счастьем может быть секундная пауза. И передвигается по жизни со скоростью метеора, раскрашивая путешествие стремительными, уверенными, талантливыми мазками эмоций. Жизнь вовремя подсказывает повороты, открывает новые двери, а иногда расставляет ловушки.

– Как вы попали в магические сети театра?

– Сначала я чудесным образом попал в мир писательства. Работал на Кубе, преподавал и не знал, как распорядиться свободным временем. На острове тогда еще были сильны отголоски американской цивилизации со строго регламентированным графиком работы. Закончил в 16 или 17 – и ни минуты дольше, отдыхай! Деятельная натура требовала какого-то занятия, решил написать книгу: «Все пишут, а я не могу?» Написал, предъявлять неудобно, поэтому сброшюровал под псевдонимом и дал почитать друзьям. Так моя первая книжка пошла кочевать по «компанеро советик» – большой кубинской деревне русских специалистов. Вернулась сильно потрепанной с рецензией, что автор хорошо пишет, надо бы раздобыть другие его произведения. Так я начал писать, и в какой-то момент захотелось сочинить пьесу. Тогда мне это показалось очень простым: слева пишешь, кто говорит, справа – что говорит. Лево-право, и не надо время тратить на различные описания. Мою «Не жалею, не зову, не плачу» издали в петербургском журнале, и было удивительно получить из Тобольска письмо с просьбой разрешить ставить мою пьесу у них. Дал добро и через год был на премьере в этом замечательном театре. Он рожден раньше наших «александринок», там прекрасные режиссеры, актеры, отлично поставили. Подумал: «Почему в Тобольске идет, а в Питере нет?»

Вовремя заданный себе и друзьям вопрос может вывести на совершенно неожиданную магистраль. Подсказка сначала снять фильм и зайти со стороны кинематографа сработала. До сих пор «Казнить нельзя помиловать» поражает глубиной и красками, переданными звездным составом народных и заслуженных: Валерий Дегтярь, Андрей Толубеев, Анастасия Мельникова, Сергей Кошонин, Сергей Барковский.

– Фильм вышел на экраны, зашел в кабельные сети, и Анастасия Мельникова подала идею: а почему бы не сделать спектакль. Сделали, примерно тем же сильным составом. Для Андрюши Толубеева это была последняя роль, на сцене его заменил Георгий Штиль. Премьера была в БДТ, потом мы объездили полстраны. Полные залы были в Москве и в театре им. Вахтангова, и в Театре им. Маяковского. Понял, как мне это интересно, и вроде бы получается. Вдохновился создать свой театр, родился «АлеКо», так я попал в театральные сети и выбираться из них желания нет.

– Какой вектор развития вы задаете «АлеКо»?

Сначала это был просто театр, сейчас – театр мюзикла и комедии. Мне нравится широта жанра, отсутствие жестких рамок и границ. Мне нравится, что у нас так много талантливых артистов, сильных не только драматически, но и вокально, пластически. Мне нравится, что я нашел своего композитора, Александр Бараев – соучастник всех моих работ, я пишу стихи, он – музыку. Сейчас он мэтр российских мюзиклов. Открыл я его для себя случайно, когда решил узнать, кто делает такие оригинальные аранжировки песен в шоу «Голос» и «Голос-Дети». Тогда и увидел это имя, нашел контакты, написал. Александр ответил, что ему «не до нас». Но когда послал ему свой первый мюзикл, моя «Verona» изменила решение: Александру стало «до нас». Мы поставили «Titanic. Рейс 14-01», яркие отзывы получили на недавнюю премьеру первого в мире цыганского мюзикла «Пушкин». Александр не повторяется, он великолепен во всех музыкальных жанрах: от романса до современных вариантов. Например, в стиле рэп будет решена новая работа – детский спектакль «Рэпка».

Новый год жизни юбиляр мечтает посвятить другому юбиляру – Пушкину. Любимый поэт сподвиг на изыскания в мирах не только литературных, но и виртуальных.

– Меня завораживает идея раскрыть тайну гибели Александра Сергеевича, ведь до сих пор много белых пятен вокруг дуэли, пасквиля, запустившего гибельную цепь событий. Сейчас открыто столько цифровых архивов, недоступных ранее пушкинистам, есть возможность с сумасшедшей скоростью перелопатить терабайты информации. А я был депутатом и председателем комиссии по информатике и связи еще во времена собчаковского Ленсовета, я уверенно и с удовольствием перемещаюсь в виртуальных пространствах, дружу с искусственным интеллектом. И мне кажется, уже сделал кое-какие открытия. Во что это выскочит, пока не знаю. Но уверен, что это будет интересно не только мне, но и зрителю.

– Что прописываете зрителям в XXI веке? «АлеКо» ведь появился на месте аптечного склада?

– Да, эти помещения принадлежали аптеке, чего там только не было… Ни пола, ни стен. Сначала расстраивался из-за состояния и расстояния: «АлеКо» – далеко. Выходишь – самолеты взлетают, Пулково рядышком. Потихонечку вжились в Московский район, царим здесь единственные на подмостках на юге города. Поклонники дорожку основательно протоптали, залы полны, тьфу-тьфу. Спасибо Валентине Ивановне Матвиенко, поверила, поддержала. И вот уже 13 лет прописываем прививки не против, а за: за человечность, доброту. Все наши спектакли, и детские, и взрослые, основаны на чувствах сострадания, уважения к человеку, любви, патриотизма.

На орбиту театра у метро «Звездная» попадают самые сильные и талантливые. Со времен первого в своей жизни спектакля Алексей Сергеевич не изменяет правилу приглашать лучших из лучших.

– В штате «АлеКо» нет ни одного артиста, меня не преследуют ночные кошмары, как занять труппу и распределить роли. Я выбираю лучших артистов в городе, неважно, где у него лежит трудовая книжка, лишь бы душа лежала к театру. Очень люблю молодежь, мне повезло, у меня дочь талантливая, много играет, занята и в других театрах. Часто пишу под конкретного артиста. Например, я бы не начал писать Пушкина, если бы не увидел Андрея Смирнова, талантливого, темпераментного, характерного, с прекрасным голосом, пластикой и похожего внешне на молодого Пушкина. Попробуйте найти такого! Конечно, много сложностей иметь частный театр, но и много преимуществ. Я никому не докладываю, что буду ставить и кого на какую роль утверждать. Всё в моих руках, а когда в твоих руках много – это удача судьбы.

Любимый «Майский вальс» в любимом городе станет лучшим аккомпанементом 80-й весны Алексея Сергеевича Козырева. В его голубых глазах родной Ленинград-Петербург отражается яркими красками солнечной палитры, в которой смешана надежда и вера.

– Для меня другого города не было и нет. Даже в сложный период, когда соблазняли уехать-покинуть, понимал, это не по мне. Я врос в лучший город на земле, а он пророс в моем творчестве, в книгах, в спектаклях. У нас в афише есть фантастическая работа режиссера и актера Юрия Чулкова «Петра внезапное явление» – питерская комедия-шутка. И посвящение городу еще будет, обязательно будет!

+Ирина Мохова