ФОТОГРАФ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ

В XIX веке, когда фотография была еще редкостью, жил-был один итальянец. Звали его Карл Бергамаско. Когда карлу исполнилось восемнадцать, он, как и многие его соотечественники, решил отправиться в Россию – за лучшей жизнью. А точнее – в Санкт-Петербург.

В российской столице Карл устроился хористом во французскую труппу Императорского театра и одновременно заинтересовался искусством фотографирования… Оба эти занятия приносили радость юному иностранцу.

С одной стороны – музыка и магия театра, костюмы и декорации, а с другой – фотоаппараты, вспышки и волшебство светописи…

Днем Карл осваивал азы фотоискусства (даже открыл свое фотоателье), а вечером играл на сцене.

– Как бы мне это совместить… – размышлял юноша.

А поскольку итальянцы весьма предприимчивы, решение проблемы не заставило себя долго ждать. Во время одного из спектаклей Карлу пришла в голову гениальная мысль: а что если начать фотографировать… актеров?! И делать не просто их портреты, а сцены из спектаклей. Да так, чтобы актеры были в костюмах и гриме!

Конечно, о том, чтобы играть самому не могло быть и речи – попросту не хватило бы времени. Поэтому Карл ушел из Императорских театров, став при этом… их фотографом!

«Фотограф Императорских театров»

Именно так теперь именовался Карл Бергамаско. Правда, Дирекция Императорских театров пошла на это с условием, что его ателье будет бесплатно составлять для Дирекции справочный и архивный альбом с портретами артистов в самых разных костюмах из новых опер и балетов, которые ставятся на сцене.

В свою очередь Карл попросил бесплатно пускать его на спектакли.

– Это для изучения характеров и поз! – объяснял он, хитро подмигивая. – Чтобы снимки получались достовернее.

Артисты приходили на съемку к Карлу в сопровождении костюмеров, гримеров и парикмахеров. А Карл экспериментировал с декорациями и светом, использовал рисованный фон, наборы мебели и аксессуары, умело размещая клиентов на их фоне.

И поскольку Карл относился к тому типу художников, которые умели сделать моделей привлекательнее чем в жизни, его ателье быстро стало популярным! На самом деле фотограф искренне считал, что все люди (а особенно актеры!) могут выглядеть прекрасно! Если у дамы был длинный нос, Карл снимал ее так, чтобы сделать акцент на тонкой талии или стройных ногах. А не слишком высоких или полных мужчин сажал на стулья, чтобы перевести внимание с их роста и телосложения на элегантные и выразительные костюмы.

Фотографирование деятелей театра быстро принесло Карлу славу лучшего театрального фотографа столицы, а затем и официальное признание.

Его работы безошибочно узнавали по мягким контурам и фотографиям в полный рост.

Поэтому никого не удивило, когда Бергамаско был официально назначен фотографом князя Николая Николаевича-старшего и постепенно завоевал признание во всем мире: последовали призовые места на вставках в Берлине, Париже, Гамбурге, Вене, Лондоне и Филадельфии...

Но сколько бы ни было сделано фотографий, самыми любимыми и дорогими оставались для Карла те, которые он делал в ставшем для него родным Санкт-Петербурге.

Так актер стал фотографом, не оставив при этом театр. А в истории Императорских театров появился свой первый «Фотограф Императорских театров».

Хотите увидеть его снимки? Приходите в Театральный музей!

+Ирина Зартайская