ФЕДОР ФЕДОТОВ: «МИТРОФАНУШКА – МОЯ ТОЧНАЯ КОПИЯ»

С хоккейной скоростью Фёдор Федотов передвигается не только в пространстве, но и во времени, и очень интересно следить за ролями артиста в кино и театре. В мае поклонников ждет новая работа – премьера в театре имени Ленсовета. Режиссер роман Кочержевский пригласил Федора в спектакль  «Недоросль» играть Митрофанушку.

– «Обыкновенная история» – XIX век, «Недоросль» – XVIII век. Чем интересно погружение в прошлые эпохи молодому человеку?

– Интересно! Когда начинаешь работать над пьесой, особенно классической, сначала кажется, что ты про нее всё знаешь. «Недоросль» с его «не хочу учиться – хочу жениться» сидит в нас со школьной парты.  А вот начали работу, и стало ясно, что мы все многого не понимали и не знали. Дело даже не в том, что кто-то старше, кто-то младше, кто-то опытнее. Вся команда начинает погружаться в ту эпоху и дружно, держась за руки, разбираться, что предстоит делать. Поиск и путешествие увлекательные.

– В разном возрасте считываешь разные послания в одном и том же произведении, расставляешь новые акценты. Что вас сегодня больше всего зацепило в «Недоросле» Фонвизина?

– Сейчас работаешь над материалом и понимаешь, что какие-то части пьесы очень актуально звучат, а какие-то вещи не прошли проверку временем. Слишком высокопарно, искусственно звучат нравоучения Стародума. Благородней и честнее видится Правдин. Перечитывая комедию, выбрал для себя подход: всё подвергнуть сомнению, чтобы докопаться до истины. И в какой-то момент философия моей роли показалась неприемлемой сегодня. Хочется изменить знаменитую фразу Митрофанушки и воскликнуть: не хочу учиться, не хочу жениться, хочу просто жить! Может быть, через месяц я скажу что-то иное, а сейчас как адвокат своей роли утверждаю: моему герою хочется, чтобы все оставили его в покое. А зритель сам решит, кто действительно сегодняшний герой истории, кто правдивее и ближе.

– Роль Митрофанушки для вас на сопротивление? Вы человек образованный, из интеллигентной петербургской семьи, спортсмен, активно проявляющий себя в жизни. Каким будет Митрофанушка XXI века  в вашей версии?

– Я счастлив, что Роман Кочержевский дал мне возможность сыграть в «Недоросле». Любая роль на сопротивление, и в «Обыкновенной истории» это было, потом развиваешь роль, тебя начинает затягивать, изменения не только на сцене происходят, но и в жизни меняешься. Надеюсь, Митрофанушка меня не поработит и не поглотит, но должен признаться: это точная копия меня, пусть по первому впечатлению может показаться, что роль для меня от противного. Вы правильно сказали: про спортсмена. Такой хоккеист- дубинушка, который случайно попал в компанию прекрасных артистов. А так дурак дураком, не при родителях будет сказано!

– Не иначе влияние Александра Новикова с его фирменным чувством юмора и самоиронией сказывается! У вас снова намечается дуэт, каково быть его «племянником»?

– Это третья моя работа в Ленсовета, и в третий раз я родственник Александра Марковича. С ним связаны мои первые театральные впечатления. Это человек бесконечной энергии, актерской и человеческой. Умнейший, прекраснейший драматический артист, пример для нас, молодых.  Сейчас бы он меня высмеял за высокопарные слова, но я не могу этого не сказать: восхищаюсь им и как человеком, и как профессионалом. Юмор – его сильная сторона, с ним невозможно не шутить. Во второй раз я его племянник и вольно или неневольно всплывают освоенные гончаровские тексты, возникает юмор. Как бы мы не старались и не сдерживались, не шутить с Александром Марковичем невозможно!

– Буква «Ф» счастливая для вас? Фонвизин – ваш автор?

– Я люблю букву «Ф», мне нравится Фонвизин, думаю, что в результате содружества наших заглавных букв должно случиться очень важное. Но, конечно, есть еще и вещи, которые зависят от нас, поэтому только на судьбу и магию букв полагаться не стоит.

– Какое высказывание, какой посыл вам хочется донести этой работой?

– Мне не хочется, чтобы мои слова восприняли как кокетство или лукавство, но мне хочется дать ответ на этот вопрос спектаклем. Он во многом складывается в голове у зрителя, одна сцена, одно решение, один художественный ход может полностью поменять идею и замысел. Мы стремительно двигаемся к премьере и ждем всех на нашем «Недоросле»!

+Ирина Мохова