Музыкально-коммунальная квартира в Доме композиторов

«Восторг! Настоящая ленинградская коммуналка!» - с такими словами восхищенная публика покидала Дубовый зал Дома композиторов, где прошел первый концерт 57-го фестиваля современной музыки «Ленинградская музыкальная весна».

Темой фестиваля в этом году стала культурная трансформация «из Ленинграда в Санкт-Петербург», а концепция самих концертов, как и их названия, выстроились вокруг самых известных символов Ленинграда: легендарного кафе «Сайгон» – места обитания «героев андерграунда», знаменитого объединения художников «Митьки», джаз-клуба «Квадрат», Ленинградского пломбира, Ленинградского трамвая…

Первый концерт с интригующим названием «Ленинградская коммуналка», открывший фестиваль, прошел с колоссальным успехом. Звучание совершенно разной музыки, с одной стороны, создало необычный микс стилей, а с другой – действительно смогло передать неповторимую атмосферу коммунальной квартиры.

Вечер был открыт забавной театрализованной зарисовкой на бытовую тему: на сцене предстала ожесточенная ночная битва с комаром в «Сцене в спальне» А. Крашенинникова для скрипки, виолончели и предметов. Ещё до начала музыки зрители были заинтригованы: перед ними появились виолончель, часы, посуда (на отдельном стуле, как и подобает полноправному участнику коллектива) и сам композитор – со скрипкой в руках, в домашнем халате с милым котиком и тапочках. Вначале — вроде бы умиротворение: тиканье часов и безмятежный храп. Всё прекрасно, если бы не вступающий к ним контрапунктом писк комара. Идиллия нарушена – начинается яростная борьба с комаром, сопровождаемая шепотом «ух, чёрт!», «зараза!» и грохотом посуды. Наконец, сладкий вкус победы, и… Будильник. Крик отчаяния. И, конечно, всеобщий восторг и аплодисменты.

В импровизированной коммунальной квартире в Доме композиторов зрители смогли оказаться свидетелями детских игр в цикле И. Цеслюкевич «Страшные песни для маленьких детей», пережить всю палитру эмоций в пьесе Г. Федорова «Утренняя очередь» для кларнета, флейты и фортепиано, погрузиться в задумчиво-философские настроения пьесы «Иллюзии и реальность» для балалайки и фортепиано И. Остромогильского…

Одним из самых эффектных номеров и поистине кульминацией этого вечера стал «302-бис» А. Габибовой для вокального ансамбля, в котором живо и реалистично предстала перед слушателями картина типичной «коммуналки» с её полифонией разных голосов, доносящихся нелепых обрывков чужих разговоров о ремонте, чайниках, тараканах, соседских сплетнях… Сквозь неё слышались чьи-то отчаянные попытки докричаться до спящего Степана и внезапно прерывающая этот гул – цитата из «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. Яркие гармонии, прекрасные голоса и артистизм исполнителей не смогли оставить зрителя равнодушным.

Также прозвучали джазовая зарисовка «В моём окне» А. Следина, ностальгический номер «Плач по коммунальной квартире» из оратории «Страсти по Советскому Союзу» В. Плешака, «Вариации на обретение жилища» для виолончели и фортепиано Л. Десятникова. Неожиданным стало появление в «коммуналке» космических образов в «Доминантах» для сопрано и фортепиано Е. Ивановой-Блиновой и особенно в «Космическом путешествии» О. Озерской для кларнета соло, создающем удивительную картину космоса с пролетающими кометами, отзвуками спутников и мерцающими звездами. Завершающим аккордом стала сатирическая пьеса А. Радвиловича «Потерянное послание» для гобоя, виолончели и фортепиано с посвящением "Почте России - самой медленной почте в мире".

Отдельной благодарности заслуживают исполнители: мастера виртуозной игры Евгений Федорков (кларнет), Денис Пенюгин (балалайка), Иветта Шевелева (виолончель), заворожившие своим вокалом Вокальный ансамбль Сабины Копытиной, сопрано Александра Зарянкина и, конечно, самые юные профессионалы – Музыкальный Театр Детей Марины Ланды. Артисты не только поразили публику виртуозной игрой и пением, но и сумели по-театральному ярко и артистично представить эти удивительные сцены.

Александра Холина