ЮЛИЯ ПОСТИ: БЕЗ ЛЮБВИ К ТЕАТРУ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ

Приходя на спектакль, редко кто задумывается, что чудо под названием «Театр» стало возможным благодаря труду большой команды специалистов, имена которых редко пишут на афишах и даже завзятые театралы их не знают. «Театр+» старается исправлять эту несправедливость и знакомить своих читателей с теми, кто служит театру и творит театр в Санкт-Петербурге.

Сегодня у нас в гостях директор театра эстрады им. Аркадия Райкина Юлия Леонидовна Пости. Что вдохновляет нашу героиню на «нетворческие вещи»? В чем измеряется успех театра? Есть ли конкуренция в культуре? И какие цели ставит перед собой руководитель театра эстрады – смотрите ответы на эти и другие вопросы в интервью.

– Юлия Леонидовна, как вы пришли к руководству театром?

– Мой первый театр случился в 2000 году, когда я пришла в Театр оперы и балета петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, на самую маленькую из всех возможных бухгалтерскую должность. С тех пор служу культуре нашего города и постепенно на практике познаю все аспекты работы очень сложного организма, который на бюрократическом языке называется «театрально-зрелищное предприятие». Бухгалтерия, билетная касса, экономика и финансы, встреча зрителя в фойе, продажа билетов… Много лет занимаясь всеми этими «нетворческими» делами, поняла: без любви к театру, без трепета от соприкосновения с таинством творческого процесса, без замирания сердца от вдохновенного актерского существования на сцене – ничего не получится. Всю профессиональную жизнь я работаю рядом с уникальными творческими людьми и, надеюсь, работаю для них.

В 2009 году в моей жизни появился Театр Эстрады, получивший «второе рождение» с появлением нового художественного руководителя – Юрия Гальцева. Это было началом большого пути, театр был для нас как ребенок, а сейчас это взрослый конкурентоспособный театр со своим репертуаром и аудиторией.

– Кстати, о конкурентах – кто они?

– Я не чувствую, что в нашей театральной сфере существует серьезная конкуренция. Никто из нас не зазывает зрителя простыми лозунгами, вроде, «не ходите в Театр Комедии, ходите в Театр Эстрады». Мы с коллегами стремимся к тому, чтобы в городе, в регионе, в стране росла театральная аудитория. Мы хотим, чтобы как можно больше людей выбирали театр, чтобы театральное искусство становилось неотъемлемой частью их жизни, важной жизненной практикой, внутренней потребностью, а не редким случайным исключением. Ведь очевидно, что воздействие культуры приносит отложенные, но значимые результаты во всех сферах – социальной, экономической, политической. Другими словами, культура определяет наше будущее.

Сейчас я с гордостью фиксирую высокую популярность нашего театра у зрителей, по результатам 2023 года мы заняли лидирующие позиции в Петербурге по заполняемости зрительного зала и уровню дохода. Наши изначальные цели были очень амбициозными: помимо создания фактически с нуля репертуарного театра (это заслуга художественного руководителя), мы мечтали стать одним из самых посещаемых театров города. И сегодня мы вышли в топ. То есть, поставленные в далеком 2009 году цели достигнуты, время выстраивать новые стратегические планы развития.

– Чем Театр Эстрады отличается от остальных театров нашего города?

– Эстрадным жанром, конечно. А вы знаете, что такое эстрада? В начале ХХ века понятие «эстрада» в его современном значении было не известно. Считается, что история этого слова идет от латинского stratum, что означает помост или возвышение. Постепенно возникли термины «эстрадный артист», «эстрадный репертуар», но они лишь обозначали место выступления артиста и его репертуар.

Термин «эстрада» стал обозначать широкий спектр искусства у нас вскоре после Октябрьской революции. В декрете Совета Народных Комиссаров от 26 августа 1919 года упоминается «всякого рода эстрада». В 20?х годах термин «эстрада» был введен в повседневный обиход в его современном значении. Сложно определить, где и когда это произошло впервые. В период бурных послеоктябрьских лет словарь русского языка был насыщен новыми понятиями, вытекающими из жизни. Артисты снова выходили на площадь, на наспех сооруженные подмостки. Для контакта с аудиторией им не нужны были декорации, костюмы или реквизит. Именно место действия, определяющее форму выступления, привело к появлению отдельного направления искусства под названием «эстрада». Почти все наши спектакли по своим эстетическим признакам являются эстрадным жанром. Они наполнены множеством различных по стилю номеров. «Короткометражность» диктует свои законы артистам, постановщикам, авторам. Ведь даже постановки большой формы у нас строятся по законам эстрадного искусства — основой представления остается номер. Кратковременность эстрадного номера требует предельной концентрированности выразительных средств.

Отсюда и яркость, и некая преувеличенность деталей, и мгновенность актерского перевоплощения. Наш жанр ориентирован, прежде всего, на актеров, на их мастерство, умение в короткой сцене создать яркий, впечатляющий характер.

Ну и еще, конечно, всё дело в юморе. Юмор всегда помогал людям справляться со стрессом и трудностями. А еще смех, звучащий на спектаклях, – отличный помощник в борьбе с человеческими недостатками. Убеждена, что юмор помогает нам всем становиться лучше.