«ВАМПИЛОВ. ОТТЕПЕЛЬ» – ПОЛОВОДЬЕ ЧУВСТВ
Эту премьеру город запомнит надолго. Природа подготовила собственные декорации и эффектно замела апрель снегом в дни первого показа спектакля «Вампилов. Оттепель». Сугробы растаяли в момент горячих оваций в зале Театра эстрады имени Аркадия Райкина: зрители начинали в зиме, прошли под флагами всех времен года и утонули в теплом море чувств.
Постановка – новый взгляд на Вампилова-автора. Известны многим и популярны его пьесы, но впервые драматургический каркас построен на публицистике. В свете рампы ожили герои рассказов и газетных публикаций сибирского прозаика. В них нет реплик, не расписаны сцены, но есть главное действующее лицо – русский язык, красивый, афористичный, меткий. Режиссер Стас Парфёнов снова точно прицелился и доказал право классиков на современное звучание в сценическом пространстве. Фирменный почерк считывается в подборе материала, неожиданных композиционных решениях, тонкой иронии, графичной хореографии и музыкальном оформлении.
Музыкальная основа задает темп сценическому действию. Узнаваемые заставки передач времен Вампилова и голоса дикторов Анны Шатиловой, Евгения Кочергина настраивают на эпоху людей, устремленных в будущее. Камертоном для восприятия посланий из шестидесятых годов века ушедшего стали оригинальные аранжировки фольклорных композиций. Изящно поддержала тему художник-постановщик Алиса Юфа наклоном планшета сцены и миниатюрными декорациями. Игрушечного размера таежные ели, грузовики с транспарантами «Мир», «Труд» «Май» видятся словно с высоты колокольни будущего, которое для зрителя уже стало настоящим.
Ключевое «будет» стремительно прорастает в каждой сцене. С самой первой исчезают сомнения, как можно сыграть, например, строчку из рассказа «Конец романа» о расставании влюбленных: «В открытых глазах слезы, и сквозь их пелену растут и заполняют весь взгляд сплошным неясным заревом огни будущего города»? Мощно можно сыграть, поместив героиню и зрителей в поток подгоняющей время музыки и видеографии. На твоих глазах растут города под дирижерские взмахи хрупкой девушки, в амплитуде движений считывается устремленность в будущее и зримый ответ парню, предающему любовь и убегающему из призрачного завтра в уютное сегодня: «Меня не устраивает это ваше дурацкое “будет”. Квартира будет, театр будет, город будет!»
Герои упорно идут сквозь тайгу на маяк «будет». Живут, влюбляются, ругаются, шутят, поют. Наполненность бытия подчеркивают лиричные песни, специально для этого спектакля написанные художественным руководителем театра Юрием Гальцевым на стихи Юрия Левитанского. Красоты добавляет живое актерское исполнение. В темпе вальса кружатся люди и времена года. Семеро исполнителей не покидают сцену, создают хоровод историй и образов. Каждый, словно в известной игре, должен успеть занять место, поставить табурет в свет рампы, как многоточие или восклицательный знак в прожитой ситуации.
Символизм круга поддерживают фигуры клоунов. Перемещенные из манежа Рыжий и Белый появляются с репризами, переключают подсолнуховое лето на краснолистную осень и готовят пространство к новому завитку историй. Как времена года, меняется и настроение. Что-то вызывает восторг, что-то кажется наивным, что-то смешит. Фельетонные пики в хамство, анекдоты, остроумные придумки со взрывом бидонов и атакой полчищ комаров разряжают и очищают зал смехом. Пороки и слабости кочуют из года в год, из века в век, вечным остается вопрос выбора: как остаться человеком? Сдаться или идти вперед, впасть в отчаяние или увидеть пока не построенные, но уже живущие в твоих мечтах города? Это сродни вере в чудо. Красивый финал показывает, во что верят создатели спектакля, мудро завершающие постановку одним из самых ярких, автобиографичных вампиловских рассказов «Солнце в аистовом гнезде».
В театре играют театр. Нарочито бутафорские декорации неба должны подчеркнуть совершенство самых правдивых декораций жизни: «В небе над черной землей застыл строгий месяц и замерли чистые звезды – самые совершенные декорации в самом большом, самом прекрасном, самом правдивом театре. – Звезды приклеены к небу? – спросил Витька, пожиратель чудес».
Произойдет ли чудо, сядет ли Солнце в аистово гнездо – зависит от твоего угла зрения.
+Ирина Мохова