АНДРЕЙ ЛЁВИН: МОЕ И НАШЕ ВСЁ

Спектакль «Наше всё!» Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «Буфф» им. И.Р. Штокбанта – признание в любви Александру Сергеевичу Пушкину. Главный режиссер театра Михаил Смирнов сочинил пьесу-шутку с нетривиальным взглядом на творчество гения и на одно из самых трогательных его произведений – повесть «Барышня-крестьянка». Премьера состоялась летом 2018 года, спектакль-эксперимент получился ярким и не тускнеет, наполняется признанием и эмоциями зрителей. В день 225-летия Пушкина, 6 июня, в заглавном образе предстанет Андрей Лёвин.

– На Пушкина я совершенно не похож, и, когда Михаил Львович Смирнов предложил ввестись в спектакль, очень удивился. Поначалу отнесся скептически: выпускная работа 8-го «Буффа», все ребята моложе меня лет на 10-15. Но когда посмотрел запись, мне так понравилось, что сразу дал согласие, и роль стала одной из любимейших.

Яркость, эксцентрика, музыкальность помогли Андрею Лёвину вжиться в образ, понять ключ, поймать направление и талантливо развивать свой вектор движения. Его Пушкин максимально витальный, свободный, харизматичный.

– Играю с огромным удовольствием, вкладываюсь и чувствую ответственность, как ни в одном другом спектакле. Каждый раз настраиваюсь, физически разминаюсь, «растормашиваю» себя, чтобы тело было максимально пружинистым, легким, эмоциональным. И текст повторяю не просто в голове, а по актам, по действиям проверяю, за кулисами всегда лежит распечатка. Стараюсь ничего не менять, соблюсти всё до запятых, местоимений и предлогов. Хотя в нашем театре есть традиция импровизировать, это искусство Исаак Романович Штокбант приветствовал. Но когда чей-то порыв фантазии не нравился, он провозглашал это отсебятиной. «Наше всё!» придумок в процессе игры не требует, в спектакле изначально заложено много шуток и озорства.

Личность Пушкина – в «красном углу спектакля», для точности образа Андрей Лёвин освежил всё, что знал о гении: переписку с современниками, мемуары, биографию, особенно отрезок в Болдино, который называют феноменальным явлением в истории русской и мировой литературы.

– Мы хорошо изучали, разминали гениальные строки с Валентиной Калистратовной Белецкой в Академии. Для каждого петербуржца Пушкин – родное с детства, особенно если ты живешь в царстве филологов. Помимо папы, мамы, у меня сестра и жена филологи, много друзей. Погружение в мир языка и литературы для меня началось на сказочном детском фоне, меня активно водили в театры, музеи. Потом пушкинский материал был освоен в Детском хоре телевидения и радио Санкт-Петербурга под руководством Станислава Федоровича Грибкова. Мне довелось выступать в Малом оперном, ныне Михайловском театре. Из года в год мы, мальчишки, прыгали вокруг юродивого в «Борисе Годунове»: «Железный колпак, железный колпак». А в «Пиковой даме» выходили отрядом в сцене в Летнем саду. Искусство генетически притягивало. Во-первых, моя прабабушка – польская актриса, выступала в Народном театре (сейчас это Музыкальный театр им. Ф.И. Шаляпина – Мюзик-холл). Дедушка был кларнетистом, а его брат знал все оперы наизусть, исполнял на уровне профессиональных певцов. Мама на фортепиано играла. Мне прививали виолончель в 6-7 лет, но когда занятия наслоились, и пришлось выбирать, папа попросил пощады, сказал, что он больше не может слушать мои экзерсисы, с виолончелью мы закончили, остались хор и теннис.

Когда пришло время выбирать профессиональный путь, родители первыми предложили подумать об актерстве. К этому времени сын объездил с хоровыми гастролями полмира…

– Ты всё время около сцены, выступаешь, поешь, не хочешь ли попробовать театральный? – мягко намекнули и признались, что давно видели творческую дорогу, просто не хотели спугнуть, зная самостоятельный и независимый характер сына.

– Мне посчастливилось поступить на курс Исаака Романовича Штокбанта. И в Театральной академии на Моховой я практически сразу понял, что я дома, там, где и должен быть.

Театральных и киноработ у Андрея Лёвина более двухсот и более трехсот – в озвучании. Роль Пушкина стала первым сценическим прикосновением к гению, до этого ни поэта, ни персонажей из его произведений в галерее лёвинских образов не было. Теперь «Наше всё!» – одна из центральных картин.

– Я взял самые яркие, экспрессивные, эмоциональные краски, чтобы максимально передать дух витальности. Пушкина называют Моцартом в литературе, эта ассоциация помогает мне передать гениальные всплески поэта и фонтан идей, запустить эмоциональные качели. Музыка, голос для меня важны, я всегда много внимания уделяю созданию голосовой характеристики своего героя. Но для Пушкина не пришлось ничего специально придумывать, здесь работаю своим голосом, исходя из его энергии и действий. Может быть, где-то для смысловых акцентов использую технические моменты. Однозначно скажу, что мне повезло, этот спектакль – одна из моих актерских удач.

В Пушкинский день рождения зрителя ждет легкая жизнерадостная история в стиле театра «Буфф» с шутками, иронией, эстрадными номерами и признанием в любви «Нашему всё!».

+Ирина Мохова