АЛЕКСЕЙ И НАТАЛИ КОЗЫРЕВЫ. «АЛЕКО». ТЕАТРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Театр «Алеко» находится вдали от привычных культурных маршрутов петербуржцев – на проспекте Юрия Гагарина, на юге северной столицы, но, несмотря на это, у театра сложилась своя преданная аудитория и появился интересный разнообразный репертуар. Создатель и руководитель театра Алексей Козырев в далеком 2007 году и не предполагал, что через несколько лет место ведущей актрисы, советника и правой руки займет его дочь Натали, и театр станет делом семейным.
– С чего начиналась ваша театральная история? Ваша первая профессия, Алексей Сергеевич, была далека от театра? Как театр появился в вашей жизни?
– Алексей Козырев: Да, я окончил педагогический институт им. А.И. Герцена, преподавал физику, работал на Кубе, занимался общественной работой и начал писать пьесы и сценарии, которые охотно ставили на разных подмостках страны. Например, пьеса «Казнить нельзя помиловать» целых семь сезонов не сходила со сцены Тобольского театра, который, кстати, является первым театром в России. Потом я подумал: зачем я буду этот замечательный материал в чужие руки отдавать, и решил создать театр. Сказано – сделано! В 2007 году нашел помещение, здесь раньше была аптека, там, где сейчас находится наш зрительный зал, был аптечный склад и склад сантехнического оборудования. Не было ни пола, ни потолка, ни стен, все сделали собственными силами. Название пришло само собой – «Алеко», и причин этому несколько. Во-первых, Александр Пушкин – мой любимый поэт. Я говорю «Пушкин – мое всё» абсолютно без иронии. Алеко – в этом название есть часть имени поэта Александр. Совершенно случайно совпало: Алексей Козырев можно сократить до Алеко, поэтому театр и получил такое имя. Можно это считать нескромным, но скромность – это верный путь к забвению. Появился театр – нужны пьесы. Тут я предпочитаю пьесы Алексея Козырева, ведь с ним я всегда договорюсь об авторских правах.
– Натали, вы выросли за кулисами?
– Натали Козырева: Театр «Алеко» открылся, когда мне было лет одиннадцать-двенадцать. Тогда я занималась в музыкальной школе, ходила в кружки: теннис, плавание, конный спорт... В театральную студию попала за компанию с подружкой. Параллельно ходила на все постановки, которые ставились отцом до постройки театра и после, наблюдала за репетиционным процессом. По-настоящему в театр меня втянула режиссер Наталья Леонова. Она ставила у нас «Айболита», «Золотой ключик», которые до сих пор проходят с аншлагами, а также «Красную шапочку» по Евгению Шварцу и «Сильву». Когда Наталья Владимировна работала над «Красной шапочкой», она обратилась к отцу с просьбой: «Мне нужна девочка на роль птички, она должна быть поющей, миленькой и маленькой – ваша дочь идеально подойдет». Папа тогда ответил, что «только через его труп». Потом я его уговорила, он разрешил, но, по-моему, не очень был рад, что я пришла в театр.
– Как было на самом деле?
АК: Насчет трупа – это преувеличение, жить-то хочется (смеется).
НК: Так и началась моя театральная история. Из птички я выросла в Красную шапочку, потом папа понял, что мне нравится и даже что-то получается, он написал пьесу «Снежная королева», в этом спектакле я сыграла роль куколки – она уже была со словами, дальше – больше: в «Золотом ключике» я была Мальвиной. Потом уже поняла, что театр – это мое, и поступила в Университет культуры на отделение мюзикла, причем выбрала это учебное заведение осознанно – здесь я смогла подтянуть актерские, танцевальные и вокальные навыки и продолжать работать в театре. В конце четвертого курса я поняла, что готова покорять новые вершины.
Толчком этому послужил один случай: к нам в гости приехал театр «Рок-опера» и сыграл на нашей сцене несколько спектаклей «Ромео и Джульетта» с очень спорной инсценировкой Шекспира. Мы с папой посмотрели, обменялись мнениями. Папа тогда сказал: «Честно сказать, я бы лучше написал, а ты бы Джульетту лучше сыграла».
Помню, я тогда была не очень уверена в себе и возразила: «Я в главной роли? Не может быть!». А через полгода у нас была премьера мюзикла «Верона», и я сыграла главную роль Джульетты. Мы с отцом договорились, что когда мы поставим этот спектакль, мы поедем с ним покорять Верону.
И осуществили это, поехали на три дня в Италию, договорились с лучшим театром Вероны о гастролях – хотели поставить «Верону» в Вероне. К сожалению, этим планам помешала пандемия ковида.
Тогда я почувствовала в себе силы и пошла на кастинг в театр «ЛДМ. Новая сцена», куда меня взяли сначала в ансамбль, потом я перешла на роль Ольги Лариной в мюзикле «Демон Онегина» и сейчас играю в двух театрах.
– Каково работать с родным человеком. Удается ли разделить личное, рабочее и творческое?
– АК: Очень легко. Дочери нравится работать в театре, мне это тоже нравится, и мне нравится, что ей нравится. И главное, мы всегда можем договориться друг с другом, с чужими людьми сложнее – там иногда надо и поспорить, и где-то уступить, и поторговаться.
– Думали, когда создавали театр, что такой поворот возможен?
– АК: Думал об этом. Правда, предполагал, что сын тоже может пойти в театр, но он стал пилотом.
– НК: Сережа, правда, начинал с околотеатральной деятельности – открыл свою компанию по продаже билетов, но потом понял, что его мечта – летать на самолетах и быстро прошел обучение и сменил вектор.
– Натали, приходилось ли комплексовать из-за фамилии?
– НК: да, такие переживания были, артисты ведь люди не самые церемонные, и я часто слышала: «Ну да, да, а как ты роль получила?»
Однажды это стало стимулом в работе: хотелось доказать, что я в театре не просто так. Мне пришлось еще больше работать над собой, своими навыками, умениями и подачей себя. И когда я прошла кастинг в ЛДМ, я поняла, что я чего-то стою и в другом театре достигла всего сама.
– За время существования театра «Алеко» сменился вектор его развития – от драматического театра к театру мюзикла и комедии. В чем причина такой смены? Есть ли в этом заслуга Натали?
– АК: Я бы не выстраивал такую причинно-следственную связь…
– НК: А кто же тебя вытащил на Бродвей?! Мы с отцом специально ездили в США и ходили на разные мюзиклы, когда появилась идея первых мюзиклов. Мы посмотрели самые лучшие постановки, чтобы вдохновиться для создания собственных постановок.
– Начался новый сезон – тринадцатый в истории «Алеко». Какие планы?
та– АК: 13 – для меня счастливое число, надеюсь, что 13-й сезон нашего театра будет удачным во всех отношениях.
Начали сезон уверенно, продолжаем осваивать другие площадки, активно сотрудничаем с ТЮЗом – представляем там свои мюзиклы «TITANIC» и «Верона», ожидается две премьеры: детский спектакль «Разыскивается Карлсон» и спектакль для взрослых – «Алеко».
– НК: Как в «Алеко» без «Алеко»? (улыбаются). Три Алеко сойдутся на одной сцене – Алексей Козырев, театр «Алеко» и герой Алеко. Это будет первый в мире цыганский мюзикл – история как Александр Пушкин писал своих «Цыган». С хорошей музыкой и с прекрасными словами, которые отец уже написал.
– О чем вы мечтаете?
– АК: У меня есть мечта поставить «TITANIC» по образцу бродвейского мюзикла, чтобы он шел на одной площадке каждый вечер. «Титаник» по конфигурации и по возможностям вполне для этого подходит. Или кино снять по этому сюжету.
Беседовала Надежда Кокарева
Материал опубликован в журнале «Театр+» № 28 (ноябрь 2022).