ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ИЗ ПЯТЕРКИ

Когда Павлу Григорьеву в отделе кадров Санкт-Петербургского государственного Театра музыкальной комедии сообщили, что нужно приготовить смокинг и явиться в смольный, артист удивился. Кадровик удивилась еще сильнее: «Как? Не знаете, что вам присвоили «Заслуженного»?

– Павел Анатольевич, Вы стали одним из первых артистов, получивших почетное звание «Заслуженный артист Санкт-Петербурга». Что значит для вас эта награда?

– Это моя первая награда, и она очень для меня значима. Я благодарен моему любимому театру и его генеральному директору Юрию Алексеевичу Шварцкопфу за то, что меня посчитали достойным этого звания. А ведь за плечами – 29 лет трудового театрального стажа, которого могло и не случиться, если бы не мои прекрасные учителя: мхатовец Владимир Петрович Поболь, однокурсник Олега Басилашвили, Татьяны Дорониной, Евгения Евстигнеева, Михаила Казакова, который занимался с нами в Доме пионеров и школьников Невского района; Владимир Александрович Домбровский – мастер курса в театральном институте… И, конечно, мой профессор в консерватории Виктор Иванович Юшманов, с которым мы были очень близки – я крестный отец его внучки, а когда у меня родился внук, дочь с зятем решили назвать его Виктором, что, конечно, меня очень тронуло.

–Вы успели поработать в разных театрах, а в последние шестнадцать лет «осели» в музкомедии. С чем связан этот выбор? Желание стабильности или нашли, наконец, свой жанр?

– Нашел свой жанр! Когда Семен Яковлевич Спивак взял меня в Молодежный театр на Фонтанке, я параллельно пошел учиться в консерваторию. С дипломом вокалиста пошел в «Зазеркалье», там восемь сезонов проработал. Потом друзья замолвили-замолили за меня словечко Юрию Алексеевичу, и я был счастлив перейти в прославленный Театр музыкальной комедии. Музкомедия – единственный коллектив, который работал в Ленинграде с первого дня войны и все 900 дней блокады, связывает меня духовными ниточками с моей семьей. У меня бабушка – блокадница, дед по отцовской линии погиб, защищая наш город под Петергофом; дед по материнской – моряк, служил на Балтике. Представляете, как ценно было для меня стать частью легендарной труппы, участвовать в проектах, посвященных подвигу блокадников! А в нашем театре дважды в год играются концерты к 27 января и 9 мая. Особенно пронзительными получились постановки по военной прозе артиста А.В. Королькевича. А сам я всегда с волнением прикасаюсь к материалу тех лет.

– Можете ли назвать любимую или значимую роль, сыгранную за эти годы?

– В дипломном спектакле в консерватории я получил «пятерку» за роль Фигаро в опере Моцарта. А вообще палитра образов у меня довольно богатая! И, к счастью, мой голос и амплуа комического актера в Театре музыкальной комедии востребованы. Обожаю папашу Дулиттла в «Моей прекрасной леди» Ф. Лоу, князя в оперетте Ф. Легара «Граф Люксембург», Боцмана в легендарном «Севастопольском вальсе». А как мы «зажигали» с Валентиной Григорьевной Кособуцкой в спектакле «Мистер Икс»! Перечислять спектакли и роли, которые позволили мне работать с замечательными дирижерами, режиссерами и удивительными партнерами, могу еще очень долго… Так что спасибо руководству, что поверили в меня и доверяют интересные главные роли.

– Занятость в театре позволяет вам работать в кино? У вас довольно обширная фильмография, главную строчку в которой, конечно, занимает работа в сериале «Великолепная пятерка».

– Кино ворвалось в мою жизнь и приворожило еще в детстве. Первая работа – «Магия черная и белая» Наума Бирмана на киностудии «Ленфильм», снятая в 1983 году. В свои работы зовет Петр Амелин. Интересным получилось приглашение Алексея Козлова в «Спасти Ленинград», где мне довелось сыграть директора филармонии. А «Великолепная пятерка», которая уже 5 лет на экранах, – это интересный опыт и множество комичных ситуаций в жизни. В любом магазине, на каждой кассе встречают с улыбкой – «Здравствуйте, Андрей Борисович»! Как-то съемочная команда приехала к нам на дачу, и спокойная жизнь поселка тут же закончилась. Выручало только чувство юмора. Конечно, часто просят разрешения сделать селфи. Буквально на днях мы с Нодаром Джанелидзе были в госпитале, и ребята-бойцы после выступления обступили, просили сфотографироваться. Естественно, мы согласились, ответив, что стоять с ними в одном кадре – огромная честь для нас.

– Можете ли назвать себя актером кино? Или все-таки театр на первом месте?

– Актер кино и актер театра – две разные профессии. В кадре ты должен сцену сделать здесь и сейчас, камера остановлена, и шанса что-то переделать уже нет. Потом сколько угодно можешь рефлексировать, что можно было лучше сыграть, придумать ход поинтереснее. А в театре ты можешь совершенствовать роль бесконечно. Мой шеф Виктор Иванович однажды признался: «Ты знаешь, сорок лет пою Кончака, и только вчера понял, как его надо петь!» Представляете, какой опыт, осознанный, неосознанный, нарабатывается! А в кино нужно прийти и сделать. Со временем учишь себя отбрасывать сомнения и останавливаться, не заниматься самоедством: всё, проехали, надо идти дальше. Это и в театре помогает. Был, например, такой случай во время показа спектакля «Моя прекрасная леди», где прекрасный режиссер Григорий Дитятковский включил в либретто витиеватый староанглийский текст: вылетело слово из головы, я понимаю, что должен сказать по смыслу, а точная фраза ускользает. Хор надо мной завис, все замерли, а я спокоен. Слышу: шаги помрежа, она клавир листает идает мне слово, дальше пошли. А я думаю, почему я был так спокоен? Ведь 40 секунд на сцене длятся как 40 минут. И ловлю себя на ощущении, что сработал киношный опыт, мол, ничего страшного, переснимем. Конечно, кино – это интересно, увлекательно, но без театра не смогу, я человек театральный, мне важно и приятно чувствовать себя частью театральной семьи.

– Вы много лет работали со студентами в качестве наставника мастерской Руслана Кудашова. Расскажите об этой деятельности: что она дает вам, что даете вы ребятам?

– Интересно было преподавать вокал, имея театральный опыт. Хотя согласился не сразу, были сомнения, но меня убедили: «Не бойтесь, дадим вам кукольников». Я ведь и сам кукольник по первому образованию. Руслан Равилевич после первого полугодия отметил заметные успехи по актерскому мастерству у моей группы, и это было очень приятно. Люблю ребят в БТК, мы с ними сделали несколько спектаклей по военным песням. А «Башлачев. Человек поющий» – это какая-то невероятная эмоциональная вершина моего творческого пути. Мы со студентами обогащаем друг друга, я радуюсь успехам молодых артистов как своим, с удовольствием слежу за их работами. Помню, особо трогательный эпизод случился однажды. Парень, который на занятиях ни в одну ноту не попадал, но актерски был безумно харизматичен, стал лауреатом вокального конкурса. Жюри призналось, что невозможно было оторвать от него глаз. С этим дипломом он сразу подошел ко мне: «Пал Анатольч, спасибо! Пойду папе покажу, у нас в семье ни один человек не поет!»

– Вы многодетный отец. Как большая семья переживает вашу творческую биографию? Какие профессии выбирают ваши дети, готовы ли пойти по вашим стопам?

– Переживают! Старшая дочка Соня, когда была маленькой и не могла запомнить слово «артист», объясняла соседям: «Папа у нас дурачок». Она у нас с детства дама серьезная, как ни пытались мы с женой-актрисой увлечь ее какими-то представлениями (мы часто подрабатывали ведущими на праздниках, свадьбах, юбилеях, детских днях рождения), Сонечка реагировала прохладно. Все вокруг смеются, а дочка без тени улыбки произносит: «Ну да, смешно». Она и профессию серьезную выбрала – окончила медицинский имени Мечникова. Уже замужем, ее избранник Никита – военный, прекрасный командир, участник СВО, внучка нам подарили. Средняя дочь заканчивает Горный университет, все экзамены сдает на пятерки. Мы с женой, будучи гуманитариями, искренне удивляемся: «Маша, неужели тебе нравятся цифры?» Но она как-то интересно математически-аналитически мыслит. Младшая Наташа закончила 10-й класс. Думал, хоть она выберет актерское направление, у нее и с юмором, и с обаянием прекрасно, но настаивать не будем. В свое время мои родители не признавали моей мечты стать актером, порицали занятия в театральной студии и настояли на поступлении в техникум морского приборостроения. Мне это не шло, не нравилось, хотелось заниматься творчеством. Если бы я не решился изменить свой путь, не сбежал в театральный институт в Ярославле, уже не жил бы. Теперь мама стала моей поклонницей, у нее целая коллекция моих фотографий, она не пропускает «Пятерку», ведет учет, какую серию посмотрела. Папа рано ушел из жизни, а мама признается, что гордится мной. Пожалуй, моя награда, мое звание именно ее сделали особенно счастливой.