«В надежде славы и добра…»
Год 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в Петербурге, неразрывно связанном с судьбой и творчеством поэта, ознаменовался рядом культурных событий, посвященных юбилейной дате. Одно из самых масштабных – фестиваль «Петербург. Пространство Пушкина».
Фестиваль был организован Санкт-Петербургским Молодежным театром на Фонтанке совместно с Санкт-Петербургской Театральной библиотекой. Поддержку форуму оказали Комитета по культуре Санкт-Петербурга и местное отделение Союза театральных деятелей. Помимо петербургских театров в фестивале принял участие сонм музеев, библиотек, кинотеатров и других организаций. С 15 мая по 15 июня в городе проходили выставки, квесты, лекции, театральные шествия и народные гуляния, посвящённые биографии и творчеству «солнца русской поэзии»., посвящённый юбилею самого любимого русского поэта удался к радости, К удовольствию и радости петербуржцев и гостей Северной столицы, любителей литературы и театра, грандиозный фестиваль удался.
Его театральная составляющая была яркой, весомой и интересной. Уже на торжественном открытии фестиваля, состоявшемся в Молодежном театре на Фонтанке и ознаменованном спектаклем-шуткой, поставленным артистом Александром Черкашиным, ощущался творческий подход и смелость интерпретаций, творческая свобода и добрый юмор, заданные всем дальнейшим мероприятиям. Спектакли по произведениям А. С. Пушкина, входившие в афишу фестиваля, оправдали это предположение.
Моноспектакль Сергея Барковского «История села Горюхина» (режиссер Андрей Андреев) был создан на базе Пушкинского театрального центра Владимира Рецептера еще в 2001 году, а ныне поселился на малой сцене Молодёжного театра. Пушкинский текст здесь звучит современно, живо. Барковский, как всегда, глубок и многогранен, мастерски использует реквизит и кукол, делающих постановку объемнее, звучнее, чем обычный моноспектакль.
Театр им. Ленсовета представил спектакль «Евгений Онегин. Страницы романа» – музыкально-поэтическое действо в постановке Олега Левакова, соединившее пушкинский роман в стихах и музыку П. И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной академической капеллы (дирижёр Александр Чернушенко). Татьяна в исполнении Анны Ковальчук – романтична и полная достоинства, Онегин Сергея Перегудова – загадочен и мрачноват, погружён в себя. Сергей Мигицко, выступая от автора, одновременно играет няню и генерала, мужа Татьяны. Артисты Виктория Волохова и Максим Сапранов (Ольга и Ленский) привнесли в постановку энергию молодости и свежесть чувств. Постановка представила поэтическое слово и прекрасную музыку во всей их чистоте, не искаженной постмодернистскими режиссерскими прочтениями.
Еще одно театральное воплощение великого романа – спектакль режиссёра Романа Габриа «Онегин. Сны Татьяны». Нестандартная постановка, кажется, создана для того, чтобы разрушить зрительские стереотипы. Пушкинский текст изрядно перекроен, многие сцены решены в сюрреалистическом ключе. В роли Татьяны предстала органичная и искренняя Александра Магелатова. Самые шокирующие образы – обнажённый Онегин (Иван Бровин) в стеклянном гробу, страдающий от скуки в деревне и Хандра (Юлия Захаркина) – то ли молодая няня Татьяны, то ли светская дама с неизменным чёрным кокошником на голове. Опираясь на свою концепцию снов Татьяны, режиссёр вскрывает романтическую и мистическую составляющую главного русского романа XIX века.
Завороживает загадочностью и кукольный спектакль «Пиковая дама» театра «Кукольный формат» (постановка Анны Викторовой и Дениса Шадрина, 2003). Это очень петербургская постановка: действие происходит среди знаковых, узнаваемых зданий, среди которых Шереметьевский дворец и здание БДТ. Куклы-марионетки выступили в ролях Графини, приживалки Лизы, Германна. Реальные актёры стали исполнителями второстепенных ролей – солдат, зачинающих спектакль (Антон Витченко и Александр Лозицкий), посыльного, служанок (Ольга Донец, Татьяна Шиняева). Марионетки изготовлены Анной Викторовой с большим юмором и изобретательностью. Так, Германн похож на Наполеона-очкарика. Легенду о трёх картах он слышит от игроков, напоминающих классиков русской литературы – Достоевского, Некрасова, Гоголя. Главный рассказчик – вылитый Александр Сергеевич. Марионетка, изображающая мистическую старуху, зловеще некрасива. Усиливает это ощущение сцена, в которой, собираясь на выезд, графиня прихорашивается: вставляет искусственные глаза, «надевает» алые губы… Но под париком у нее лишь жалкий пучок волос. Её худенькая и сгорбленная воспитанница Лиза неприметна, жалка, лишена характера и воли. Сцена финальной игры Германна с Чекалинским происходит на фоне большого экрана, на который проецируются огромные руки игроков, подчёркивающие шаткое положение героя, вступившего в борьбу с силами, непостижимыми человеческому разуму.
Спектакль для детей (12+) «Руслан и Людмила», поставленный Антоном Оконешниковым на сцене Александринского театра, поражает как необычной концепцией, так и визуальным рядом. Художники-видеографы Константин Щепановский и Олег Михайлов заставляют бесконечно вглядываться в видеопроекции, стилизованные под романтические картины Ивана Билибина. Действие спектакля происходит в библиотеке. Главные герои – моложавая и хулиганистая Бабушка (Елена Зимина) и благоразумная Внучка (Майя Лукина), погружены в мир поэмы, окрашенный шутливым восприятием ее героев. Немало фантазии проявили и художники-сценографы Александр Мохов и Мария Лукка, а также художник по костюмам Елена Жукова. Троица неудавшихся женихов, состоящая из Рагдая (Сергей Мардарь), Фарлафа (Виталий Сазонов) и Ратмира (Дмитрий Бутеев), отправляются в дальний путь на жигулях ярко-желтого цвета. Руслан ездит на железном коне, хвост которого носит «слуга просцениума» Александр Вострухин, одетый как механик. Финн в исполнении Ивана Труса – героический воин, соединяющий восточную стилистику с героикой скандинавских саг. Наина Елены Немзер – волшебница, преображающаяся в коварную ведьму. Влюблённый Руслан (Виктор Шуралёв) и прекрасная, не робкого десятка Людмила (Анна Блинова) – замечательная пара, преодолевающая все сказочные препятствия ради воссоединения.
«Руслан и Людмила» в постановке Андрея Горбатого-младшего в театре «Мастерская» (2020) поставлен в жанре капустника (14+). Яркий и динамичный, он – о свободе творчества (на сцене присутствует сам Александр Сергеевич – Никита Капралов), о ратных подвигах и о любви. Пушкинские строки здесь не только декламируют, но и поют. В героях – романтичном Руслане (Михаил Гаврилов) и искренней Людмиле (Софья Карабулина) зрители обязательно узнают себя, потому что режиссёру удалось найти в тексте то, что «цепляет» современных молодых людей.
Детской аудитории предназначен спектакль Санкт-Петербургского кукольного театра сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» режиссёра Светланы Дорожко (6+). Постановка стала лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Действие пушкинской сказки развивается среди берёзок, передвигающихся по сцене на колёсиках, и деревянных чурбачков (художник Александр Алексеев). Рассказ ведётся от лица бабок-чернавок – семерых артистов в костюмах и масках. Остроумны и выразительны куклы – огромная злая царица, эффектно раскалывающаяся в конце, семь богатырей в образах деревянных мишек, золотовласая прекрасная царевна. В фестивале принял участие и взрослый спектакль этого театра – «Русалка» (18+) режиссёров Дианы Разживайкиной и Алексея Шульгача.
Спектакль Санкт-Петербургского детского драматического театра «На Неве» «Сказка о прекрасной царевне и о семи богатырях» в постановке Татьяны Савенковой выпущен в декабре 2023 года. Злая царица-мачеха (Наталия Бородина) предстаёт здесь в образе восточной красавицы. Волшебное зеркало (Ольга Константинова) говорит завораживающим хрустальным голоском. Пёс Соколко (Алексей Голев) служит прекрасной царевне (Дарья Купцова) вместе со своей подружкой Жучкой (Александра Христенко). Принял участие в фестивале и спектакль «Сказка о царе Салтане» (19990. В нем помимо пушкинского текста звучит музыка великих русских композиторов М. П. Мусоргского, Р. Щедрина, М. Глинки, П. И. Чайковского.
Украсил афишу фестиваля спектакль «Любовь и странствия прапорщика Гринёва» (1999) Театра «За Чёрной речкой». Его создали Олег Мендельсон и Александр Иовлев по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина (инсценировка Ефима Каменецкого). На спектакле-долгожителе (днем показа стал день 225-летия Пушкина, совпавший с днем 25-летия спектакля) выросло не одно поколение школьников. Камерная постановка передает все смыслы пушкинской повести за счет достоверной и выразительной актерской игры Сергея Гвоздева в роли капитана Миронова и Светланы Сыроватко в роли его жены Василисы Егоровны и императрицы Екатерины II. Усиливают смыслы старинные русские песни, исполняемые артистами Екатериной Головкиной, Ириной Алексеевой и Игорем Тимофеевым. Главный герой, «русский рыцарь» Пётр Гринёв в исполнении Даниила Воронина невероятно органичен. В его мужество перед лицом грозного Пугачёва (Александр Большаков), а также в честность и любовь к стойкой капитанской дочке Марии Мироновой (Мария Рязанцева) верится безоговорочно.
Финальным аккордом фестиваля стала премьера спектакля Молодёжного театра на Фонтанке «Барышня-крестьянка» в постановке Натальи Архиповой (художественный руководитель – Семён Спивак). Авторы спектакля передали замечательную атмосферу изящной пушкинской повести – лёгкую, игровую, романтичную. На сцене – ступени классического барского дома, где в романтических сумерках порхают Гений парка, похожий на Пушкина (Гарий Князев), духи парка (молодые артисты театра) и трогательные амуры (Аня и Стёпа Клочковы). Перед глазами зрителей разыгрывается комическое противостояние двух отцов семейств – поклонника английской культуры, утонченного сибарита Григория Ивановича Муромского (Юрий Сташин) и русофила-вояки Ивана Петровича Берестова (Сергей Малахов). Комизма добавляет семейство помещицы Раевской (Александра Бражникова): пятеро одинаково одетых дочерей барыни страстно мечтают выйти замуж, досаждая своими поползновениями сыну Берестова Алексею (Артём Кирин), его другу Верейскому и даже самому хозяину дома. В противоположном лагере комизма добавляет гротесковая гувернантка Мисс Жаксон (Алиса Варова), безуспешно пытающаяся переделать всех и вся на свой английский лад. Главная героиня, барышня-крестьянка Лиза Муромцева в исполнении Агаты Зеленковой – милая и лукавая, грациозная и ловкая. Ей одинаково идёт и домашний мужской костюм и наряд девушки-крестьянки, в который её облачает служанка Настя (Василина Кириллова). Артём Кирин в роли Алексея Берестова поначалу не совсем походит на романтического героя – брезгливый, скучающий, с папильотками в волосах. Но встреча с Лизой преображает его, наделяя юношу энергичностью и смелостью. Молодым актёрам удаётся очень тонко передать сцены милых свиданий Алексея и Лизы (юмор в спектакле переплетается с романтикой). В финале друг друга обретают не только главные герои, но пары составляют так же Берестов с Раевской (барышни Раевские радостным воплем приветствуют счастье своей матушки) и даже Муромский с Мисс Жаксон (что вполне логично – горячий англоман неизбежно должен был заинтересоваться смешной, но просвещённой и симпатичной англичанкой).
Мария Кросс