КИНОТЕАТРАЛЬНЫЕ МОСТЫ АННЫ ГЕЛЛЕР

Свидание любимому городу анна геллер может назначать в любом уголке. Актриса Молодежного театра на Фонтанке любит бродить по историческому центру Петербурга, заглядывать в старые дворики и удивляться красоте парадных. Отдельная история – мосты, маленькие, причудливые, цветные, как через мойку. Сегодня у нас прогулка по мостикам судьбы.

– Как вы решились строить мост в актерскую профессию?

– Как вы закрутили! – улыбка у Анны искренняя, в глазах – лучики живого интереса. – Меня часто спрашивали, как я пришла в актерскую профессию, но чтобы так… На самом деле всегда хотелось чего-то необычного, чтобы это был не просто выбор профессии, а занятие для души и обязательно – связанное с искусством. Я заканчивала художественную школу и училась в литературном классе, потрясающая учительница нас счастливо влюбила в литературу.  Я подумывала стать литературоведом, а тут накатила волна увлечения театром, и случился прыжок в неизвестность. Не знала, получится ли, настолько мечта стать актрисой была фантастической и неправдоподобной. Даже когда всё случилось, я долго не могла поверить, осознание постепенно приходило во время учебы в театральном институте: да, это правда, да, я здесь! И чем дольше я оставалась на Моховой, тем отчетливее понимала: это лучшее, что можно было выбрать, и судьба вознаградила за этот выбор. Я счастлива, что мост кинула сюда, где столько развития, творчества, искусства.

– Первую роль помните?

– Конечно! Я играла царевну Милолику, когда мы еще были студентами, это был ввод в детскую сказку об Иване-царевиче в Молодежном театре на Фонтанке. Второй стала работа в нашем выпускной спектакле «Крики из Одессы», он идет уже 25 лет, стал легендарным, как «Юнона и Авось» в Ленкоме.

– 25 лет творческой жизни в Молодежке! Какую роль вы бы себе подарили к юбилею?

– Никогда не загадываю, пусть случится подарок от Вселенной, театр – пространство, где можно реализовывать мечты. Если чего-то хочется, само приходит, и ты уже развиваешь, придумываешь. Есть роль, которую я сама себе подарила, даже не роль, а визуализация, сценическое воплощение Ольги Берггольц в спектакле режиссера Ларисы Шуриновой «Ольга. Запретный дневник». Это независимый проект, он идет вне стен «Молодежки».

– Мост в кино как появился?

– Мне предложили попробоваться на роль подруги «Агента национальной безопасности», когда училась в театральном. Был огромный кастинг, я его прошла, это было интересно и здорово. Правда, старшие товарищи меня отговаривали, тогда это была абсолютно новая история, никто не знал, как она зазвучит. В кино наступило время полного затишья, и только-только начинали снимать телесериалы. Зарождался отечественный жанр, вышли «Улицы разбитых фонарей», следующим народился «Агент». Кстати, у фильма тоже юбилей – 25 лет назад вышла первая серия, а недавно сняли продолжение – «Агент национальной безопасности. Возвращение». И я рада, что на заре телесериального мира прошла по этому мостику в кино.

– На какой кухне вам интереснее: театральной или киношной?

– Они несравнимые и обе интересные. Для актера здорово, если есть возможность реализовываться и в театре, и в кино. Это очень разные миры, они подпитывают друг друга, но несильно соприкасаются. В кино ты понимаешь, что у тебя есть возможность сделать дубль, в театре второго дубля не будет, у тебя бег на длинную дистанцию. Ты начинаешь спектакль и должен прожить в нем здесь и сейчас, зритель пришел сегодня, ты для него работаешь, очень важно взаимодействие с залом. Если не принимает, играть тяжело, надо переломить или перенастроить. А если тебя слышат, чувствуют с первого момента, это дает крылья.

– Мы с вами подошли к третьему мостику: как появилась история озвучивания?

– Довольно давно, когда озвучивалось много иностранных картин, решила попробовать себя в дублировании. Пришла на студию, как многие артисты начала с гургуров (фоновые речевые шумы), массовок, потом к тебе присматриваются-прислушиваются и дальше вычисляют, кого можно пригласить на эпизоды, маленькие или большие роли. Мне очень понравилось озвучивать, особенно мультфильмы. Роль мамы в «Малышариках» – это одна из моих удач. Обожаю этот проект и эту петербургскую студию, они же сделали «Летающих зверей», «Петю и волка» и много-много других мультфильмов с добрым посылом. И это не калька, а собственные креативные работы, все – со знаком качества. Можно поставить мультфильм ребенку и  смело заниматься своими делами, будучи уверенным, что ничего злого, агрессивного малыш не увидит.

– Сейчас есть что-то в работе?

– Проект «Малышарики» развивается, мы записываем всевозможные подкасты, встречи с психологами, и это уже история для родителей.

– В кино ходите?

– Для меня это целый ритуал, я должна настроиться. Очень люблю авторское кино, хожу в Дом кино и «Аврору» на ретроспективные показы. Недавно поддержала сына, мы с ним посмотрели «Майор Гром». Крутой блокбастер, порадовалась за коллег, что сняли такое качественное, динамичное, здорово сыгранное кино. Немного длинновато, но понимаю, как жалко было отказываться от материала.

– Вы умеете говорить «нет»?

– Да, и чем дольше живу, тем чаще.

– Оставляете что-то на потом?

– Бывает, но стараюсь этого не делать, серьезные вещи стараюсь не откладывать на потом.

– Вы чувствуете, как в меня проникли темы из фильма «Ивановы», который я специально посмотрела перед нашей встречей? Вам понравилось работать с Владимиром Меньшовым?

– Он прекрасный, съемки стали мастер-классом. Меня потрясло, насколько круто Владимир Валентинович работал, не позволяя включать режим энергосбережения, хотя был после операции, передвигался с тростью, было заметно, как тяжело дается ему каждый шаг. Даже когда камера была на партнере, а он оставался за кадром, категорически отказывался, чтобы  кто-то другой покидал текст. Вставал с тростью и полностью отрабатывал сцену так, словно камера была на него: ни себе, ни другим не давал спуска. Вы видели, в фильме возникает конфликт между нашими героями. Владимир Валентинович создал такой мощный «упор», остро со мной существовал, зарядил энергией противодействия, что очень помогло по-живому сыграть конфликт в сцене. На площадке он был очень милым, вся команда фильма была в него влюблена. Фильм хороший получился, простой, ясный и при этом с серьезным, глубоким посылом.

– Любимые актеры, кумиры у вас есть?

– Кумиры – нет, есть ориентиры в профессии. Когда стала студенткой, начала погружаться в профессию, появились авторитеты. Например, у меня был замечательный опыт работы с Вениамином Борисовичем Смеховым. Он ставил спектакль по Пушкину, сам писал сценарий, сам играл и стал для меня камертоном, когда понимаешь, что может представлять собой актер, какая это может быть махина. Могу назвать многих из старой плеяды: это такие глыбы, как Даль, Ульянов, Борисов. Для меня важно ориентироваться не только на актерскую составляющую, но и на личность. Всякое бывает, необязательно талантливый артист – прекрасный человек, но когда происходит слияние человеческого и актерского, тогда это авторитеты.

Капли за окном отстукивали барабанную дробь. Актриса призналась, что обожает петербургские дожди с лирическим настроением. Можно смотреть в небо и мечтать. И пусть в жизни Анны Геллер случится еще один или не один красивый мост...

+Ирина Мохова