ЛИНИИ СУДЬБЫ МАНАНЫ ГОГИТИДЗЕ

Она знает день и час, когда наденет корону. Манана Гогитидзе репетирует роль Екатерины II в театре музыкальной комедии в особенной постановке «Капитанская дочка». С премьеры этого мюзикла началась любовь к этому жанру у внучки и дочки замечательных композиторов Андрея и Ольги Петровых.

– Дедушка вместе с мамой много-много лет назад написали этот мюзикл, это был российско-американский проект «Играем мюзикл вместе».  Премьера в Бостоне меня ошеломила, я поняла: это то, чем я хочу заниматься!

Сегодня имя Мананы Гогитидзе – в афишах самых популярных мюзиклов России и в шорт-листах национальных премий. Обладатель двух «Золотых масок», лауреат премий «Музы Петербурга» и «Театры Санкт-Петербурга – детям», она занята в театральных постановках, активно концертирует, снимается в кино, участвует в работе Фонда сохранения и развития творческого наследия композитора А.П. Петрова.

– Манана, столько векторов движения, откуда столько сил и энергии?

– Это образ жизни. Я никогда не сидела на одном месте, нахожусь в постоянном поиске интересного материала и в условиях конкурса с момента выпуска из театрального института. Идешь на кастинг и должен доказать, что право имеешь!

– До сих пор доказываете?

– По-разному бывает. Иногда зовут прийти, чтобы показать мою заинтересованность. Бывает, сама вижу, что объявляют интересный проект, и думаю: надо попробоваться. Иду на общих основаниях со всеми, бывает приятно слышать шепоток: «Манана пришла на кастинг», могут без очереди пропустить. Это то, чего я добилась к своим 40 годам, что могу пройти без очереди! – смеется Манана. – Пробовать надо всегда, никогда не знаешь, получится – не получится, возьмут – не возьмут. И оказывается: здесь взяли, сюда позвали – в результате сижу и разруливаю расписание в 6 театрах.

– Ведете подсчет ролей?

– Признаться, нет, – пожимает плечами Манана. – Но в интернете подсчеты видела: более 30 театральных и 35 киношных ролей.

– Что порекомендуете посмотреть, чтобы узнать актрису Манану Гогитидзе?

– Наверное, предложу семейный мюзикл «Алиса и Страна Чудес» в Театре Музыкальной комедии, где исполняю роль Красной королевы, там есть большая выходная ария, дуэт, юмор. Назвала бы «Бал вампиров», но его уже нет в афише. Из сегодняшних, может быть, «Маугли» или «Казанова», сложно выбрать. А с фильмами другая история. Например, во всех смыслах мне дороги «Линии судьбы» Дмитрия Месхиева. Это было мое первое прикосновение к кино. Моя подружка-однокурсница Наташа Терехова позвала озвучить групповку, и мы с компанией друзей пришли на Ленфильм. Я там выдала все что могла, режиссер приметил и пригласил на роль второго плана, он как раз запускал этот классный телесериал с потрясающими актерами. Моими партнерами стали Константин Хабенский, Татьяна Колганова, Валентина Талызина, Сергей Гармаш, Ирина Розанова, Наталья Суркова, Андрей Краско, Артур Ваха и другие звезды-звезды! Посчастливилось первые съемки провести с такой профессиональной режиссерско-актерской командой! Со мной навсегда останутся ностальгические воспоминания, но я отдаю себе отчет, что сегодня у картины другое звучание, молодежь каких-то вещей просто не поймет, другое время и другой темп жизни. Я с этим столкнулась, когда предложила своим подросшим детям вместе посмотреть «Мою прекрасную леди» с Одри Хепберн. В детстве я этот фильм обожала и пересматривала много раз, а тут включила и вижу, что ни мне, ни сыну, ни племяннице не интересно. Настолько поменялись ритм и скорость восприятия, хочется добавить динамики, картинки так долго и скучно тянутся. Наверное, кто-то так же подумает, когда решит посмотреть «Линии судьбы», а ведь 20 лет назад это была бомба.

– Сейчас есть что-то в работе?

– Кино случается нечасто, но по любви, – улыбается Манана. – На днях улетаю в Москву на съемки нового сезона сериала «Патриот» на ТНТ. Замечательная творческая команда с режиссером Колей Бурлаком, добрая атмосфера, нет суеты, дают возможность насладиться процессом, без гонки за таймингом, могут себе позволить подождать красивого кадра с заходящим солнцем или переснять сцену с другого ракурса, с другой интонацией. Роль небольшая, но сквозная, поэтому периодически наведываюсь в Москву.

Манана всегда с радостью возвращается в родной и любимый Петербург, в отчий дом, где ждет большая семья.

– Это была мечта моего папы – объединить всех под одной крышей. В юности нам с братом хотелось жить подальше от родителей и поближе к центру города, тусовкам. А когда сами стали родителями, потянулись в родовое гнездо. Далеко не всегда получаются семейные обеды или ужины, частенько я ухожу, когда все спят, возвращаюсь – уже отдыхают, бабушку в какой-то день могу не увидеть, но с мамой и папой общаемся постоянно.

– Родные бывают на спектаклях?

– Обязательно! Муж – актер по образованию, мне всегда важно его мнение, он может подсказать интересные профессиональные нюансы и фишечки. Мама как ценитель творчества очень верные вещи говорит, обращает внимание на музыкальное оформление. Может покритиковать, в том числе и меня, но мною, надеюсь, больше гордится. Сын был на спектакле «Айсвилль», сказал: «Нормально». Мюзикл ему «зашел», но Филипп далек от театра, вряд ли выберет этот путь. А племянница Софико поет, играет в театре, озвучивает мультики и уже солировала в БКЗ.

– А ваш с братом путь был предопределен рождением в семье, где царит гений музыки?

– Брат учился в школе при консерватории, как правило, у выпускников путь предопределен с первого класса. Но меня мама в эту школу не отдала, хотя, казалось бы: брат-сестра с небольшой разницей в возрасте, было бы удобно ходить в одну школу. Мама почувствовала, что профессиональные занятия музыкой – не совсем мое. Если Петя усердно занимался, было понятно, растет музыкант, я не очень любила сидеть за инструментом. Меня отдали в школу творчества с художественно-эстетическим уклоном. Это сейчас огромный выбор школ, где преподают актерское мастерство, хореографию, историю искусства, а в 1990-е это было что-то новое и необычное. Мама с трудом нашла эту школу, а папа возил меня каждый день, это было далеко от дома. Театральный предмет мне очень нравился, дополнительно я занималась в школе-студии «Кадр» при «Ленфильме», потом мы перекочевали в Театр за Черной речкой, при этом я продолжала заниматься музыкой, пела. Когда заканчивала 11-й класс, встал выбор: театральный институт или консерватория? Дедушка договорился, меня прослушал консерваторский педагог и сказала, что данные хорошие, голос сильный, может получиться красивое меццо-сопрано, приходите через два года. На вокальное отделение брали только с 18 лет, а мне было 16. Конечно, ждать – это не про меня, надо идти в театральный, не пропадать же двум годам! А когда я оказалась на Моховой, в этой особенной стихии, поняла, что отсюда уже никуда не уйду! Помню, что в первый день мама меня потеряла и звонила на вахту, тогда мобильных телефонов еще не было: «Скажите, пожалуйста, первый курс…». Вахтерша ее даже не дослушала: «Да что вы волнуетесь! Не ждите, раньше полуночи они не появятся!» Мы, действительно, там жили, нам хотелось и то сделать, и это, и этюд показать.

Выпускной спектакль «Небесные ласточки» пустили на Малую сцену Театра Музыкальной комедии, Манана играла настоятельницу монастыря. С легендарным театром семью многое связывает. Одно из первых театральных воспоминаний Мананы – семейный поход на Итальянскую улицу на премьеру спектакля «Калиф-Аист», музыку к которому написала Ольга Андреевна Петрова. Здесь был сделан первый шаг в мечту.

– В Москве появились «Метро», «Норд-ост», до России докатился бум на мюзиклы. Конечно, шли музыкальные спектакли, оперетты, но впервые в Петербурге решили ставить мюзикл. Театр музыкальной комедии объявляет кастинг на «Чикаго», мой муж проходит в ансамбль и на роль Фредди. А я? Моя мечта и без меня? Антон решил поговорить с Володей Самсоновым, солистом Мариинского театра, который выступал продюсером проекта и играл Билли Флинна. Меня показали режиссеру, на пробы пришел Юрий Алексеевич Шварцкопф, они дружат с бабушкой: «Сказали бы сразу, что это Манана!» Меня взяли третьим составом, я сидела в зале, делала зарисовки мизансцен и записывала комментарии режиссера (она сразу обозначила, что у нее не будет времени на репетиции с третьим составом). Только ближе к премьере появилась возможность выйти на сцену и показаться, в результате – первый спектакль и счастливые три года я играла Маму Мортон.

«Чикаго» стал первым в цепочке ярких работ. Его увидели постановщики «Бала вампиров», так Манана и несколько артистов заочно прошли первый тур, были приглашены во второй и стали частью проекта, который принес Манане первую «Золотую маску». Вторая была за «Русалочку», кастинг на которую пришлось проходить с нуля, ездить в Москву на каждый из 5 туров.

«Капитанская дочка» – новый интересный виток пути. С этого мюзикла начиналась мечта о профессии, а в юбилейном пушкинском году этой премьерой символично откроется новый сезон в Театре музыкальной комедии.

– Я очень рада, что Игорь Коняев ставит этот мюзикл. Активно идут репетиции, музыкальный руководитель Алексей Нефедов говорит, что такой сложной и красивой музыки давно не играли. Все мои коллеги тоже отмечают качество материала, от которого бегут мурашки. Премьера назначена на 26 сентября, надеемся, что это будет масштабно, красиво и захватывающе. Я выступаю в качестве ассистента режиссера в этом проекте и в роли Екатерины. Будем бороться с Пугачевым, которого играют Дмитрий Ермак и Кирилл Гордеев.

Царская корона Манане очень к лицу, но в жизни она продолжает общаться легко, просто, искренне – как ее первая киногероиня Кира в «Линиях судьбы».

+Ирина Мохова