Классику не отменить, или праздник своими руками
Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии осуществил постановку комической оперы «Жирофле-Жирофля» полуторавековой давности. И оказался в выигрыше: суровые времена нуждаются в легком жанре, в улыбке, иронии и проверенной столетиями музыке.
Сегодня, как никогда, модно с многозначительным видом обсуждать «несовременность» классики для театра. Особенно для драматического. Мол, «не о том» писали драматурги прошлого, что нашим современникам интересно. Да и излагали они всё «не тем» языком – не понятным нынешним зрителям… Хорошо, что в театре музыкальном в такие дискуссии пускаются редко. Потому что музыка (как язык) бывает только хорошая и плохая. О плохой и говорить не стоит, а хорошая почти сразу после первой встречи со зрителями и слушателями «автоматом» может быть причислена к классической. И слушать ее можно будет и век и другой спустя. Как комическую оперу Шарля Лекока «Жирофле-Жирофля».
С момента премьеры творения Лекока на французской сцене действительно прошло уже 150 лет. История, в которой главные героини, сестры-близняшки, названы словами припева старой как мир и оттого известной всем французам детской песенки, быстро стала популярной и ныне считается классическим образчиком театральной буффонады. Театр музыкальной комедии решил отметить полуторавековой юбилей комической оперы Лекока постановкой. За аранжировку музыки ответственным стал дирижер Андрей Алексеев. Режиссуру доверили проверенному человеку – Геннадию Тростянецкому, полюбившемуся поклонникам Музкомедии со времен явления на Итальянской масштабной постановки «Белый. Петербург».
Деятельный Тростянецкий, обладающий недюжинным чувством юмора, вместе с Сергеем Плотовым немного подновил позапрошловековое либретто, внеся в него приметы нашего времени и долю абсурда. Кому-то это может и не понравится, но, ручаюсь, без абсурдистской акцентуации старый как мир, избитый (как в трагедии, так и в детской сказке) сюжет о путанице с похожими как две капли воды девицами сегодня выглядел бы весьма бледно…
Зритель видит на сцене утрированный райский уголок (художник Мария Утробина) – дело происходит на теплом островке Сен-Лекок. Тут, словно в Рио-де-Жанейро, почти поголовно все ходят в белом, поют и танцуют от счастья бытия. Разумеется, в теплом климате полным-полно влюбленных (как минимум, темпераментная Пахита – Виктория Мун и представительный Педро – Александр Круковский, хулиганистая Жирофля – Анастасия Лошакова и чудесный парень Мараскин – Роман Вокуев). Демократичный губернатор, респектабельный отец дочерей-близнецов, ездит на велосипеде, вульгарно шутит и по-отечески впаривает островитянам прописные истины. Все терпят: когда живешь в раю, можно и не такое стерпеть. Но и сам губернатор, недалекий герой Александра Байрона, тоже имеет пару – властную, хваткую губернаторшу Аврору – Наталью Савченко, которая держит мужа в ежовых рукавицах, следовательно, и ему есть, что терпеть...
Идиллия нарушается с прибытием инопланетной летающей тарелки. С появлением жутковатых, но отвечающих всем фантастическим стандартам пришельцев понять, на каком свете и в каком времени пребывают герои, становится абсолютно невозможно. Но и следовать оригиналу было бы глупо: согласно ему, одну из близняшек, Жирофле, похитили пираты. Ну кому, скажите, нынче в диковинку пираты?!
С пропажей Жирофле – Ирины Мулярчик, которую надлежит предъявить жениху, воинственному Музруку (комичный Олег Ромашин), ее роль приходится играть сестре. Анастасия Лошакова – Жирофля вполне с этим справляется: сочетание прекрасного вокала и комического дара – неоспоримое преимущество этой артистки. Ее героине (да и самой актрисе) по ходу действия приходится несладко: одним переодеванием (весьма условным) дело не обходится. По Тростянецкому, ситуация «замени сестру» граничит с фокусом «одна нога тут, другая там». Например, Жирофля одновременно вынуждена вести диалог с разными людьми и за себя и за сестру. Для этого ей приходится со скоростью метеора появляться то на одном, то на другом балконе и нести для стоящих под балконом граждан околесицу за двоих.
Спектакль весь наполнен всякого рода внезапностями и нарочитостями. То банковские клерки и вояки схлестнутся друг с другом (это женихи сестер идут «стенка на стенку»), то явится нелепое шествие островитян с еще более нелепыми лозунгами и транспарантами. То героиня вдруг явится публике верхом на смешном, абсолютно ненатуральном верблюде, то на сцене появится не менее искусственный слон… Гэги и выстрелы, перепалки и стычки, облака, тучки, светящийся дождик, телеги с яблоками и деньгами… Иногда, конечно, классика и внесенный новодел не стыкуются по стилю. Но бесконечная кутерьма на сцене приводит к философским выводам. Первый из них далеко не нов: персонажи, напоминающие больше героев анекдотов, чем реальных людей, как и реальные люди, много тратят себя на бесполезную суету и выяснение отношений. А ведь отношения или есть, или их нет, жить надо мирно, любовь всего важнее… Ну, вы сами всё знаете. Знаете, но всё равно наступаете на одни и те же грабли. Так не пора ли убрать их с садовой дорожки, жирофле-жирофля?..
Кстати, слово girofle можно перевести с французского языка и как название цвета: «глубоко фиолетовый». А, как известно, любители фиолетового – сплошь интеллектуалы. Так что отнеситесь к последней премьере в Театре музыкальной комедии интеллектуально – как к шаржу на наш безумный мир. И просто сделайте правильные выводы.
+Екатерина Омецинская
Фото: пресс-служба театра