ЛУНТИК – ГЕРОЙ ДЕТСТКОГО ТРИЛЛЕРА

29 августа в широкий прокат выходит анимационный фильм петербургской студии «Мельница» «Лунтик. Возвращение домой» (0+) - первый полнометражный фильм знаменитой франшизы о простодушном и наивном инопланетянине с Луны. Лунтику и его друзьям предстоит длинное, опасное путешествие со множеством неожиданных препятствий на пути к маме главного героя. Режиссером проекта выступил лауреат многочисленных российских и международных премий, двукратный номинант на премию «Оскар», создатель первой серии франшизы про трех богатырей – Константин Бронзит. Шеф-редактор издания «Театр + Кино» Андрей Смирнов отправился в гости к Константину Бронзиту на студию «Мельница», чтобы поздравить режиссёра лично с 25-летием студии и узнать, чего ожидать от полнометражного Лунтика.

Константин, на самом деле я очень рад, что я наконец-то приехал к вам сюда, в родную студию «Мельница». И я лично наконец-то могу поздравить вас с тем, что у вашей родной студии в этом году юбилей. 25 лет!

Да, спасибо! Очень приятно!

Половина юбилейного года уже прошла, начинается вторая половина, где будет как раз самый сок из новых релизов, один из которых – полнометражный мультфильм про Лунтика. Вопрос номер один: почему этот популярный фиолетовый герой так долго ждал своего полноценного бенефиса в кинотеатрах?

О, какой хороший вопрос! Я не знаю на него ответа. Сценарий был написан примерно 10 лет назад. Лучше спросить об этом у продюсеров, почему они так долго ждали. Возможно, у них были какие-то тайные правильные замыслы, о которых мне неведомо. Не исключаю, что 10 лет назад еще не настал момент, когда появилось поколение, выросшее на сериале. А ведь это очень важный манок, чтобы привлечь в кинотеатры не только детей, но и тех самых уже повзрослевших людей, которые росли вместе с Лунтиком, и у которых уже есть свои дети. Но вот однажды продюсеры решили вернуться к этому проекту и создать полнометражный фильм. Очень хорошо, что я сам к тому моменту не перегорел этой затеей и с огоньком взялся за дело. Я не могу делать кино без куража. Поэтому и получилось всё замечательно!

За 10 лет, когда сценарий фактически лежал в ящике, скажем так, понадобилось вносить какие-то изменения?

Обязательно! Совершенно неважно, лежал ли сценарий 10 лет в ящике, или он только что написан. Между тем, что написано на бумаге и тем, что зритель видит на экране всегда есть определенный зазор. Неправильно думать, что строчки сценария буквально переносятся на экран. Я долгое время как раз раздражался этой ситуацией: вот я, вроде, сам написал сценарий, но как только начинаю разрабатывать раскадровку, сталкиваюсь с тем, что вынужден что-то менять. Почему? Что я не так делаю? В чем неточность сценарной записи? Казалось бы, рисуй то, что написал. Но это так не работает. Визуализация предъявляет свои требования. Мне однажды посчастливилось оказаться на голливудской студии Dreamworks, и я увидел там на стене замечательную фразу, которая мне всё расставила по своим местам: «Сначала мы пишем сценарий, потом мы рисуем раскадровку, и потом мы переписываем сценарий»! Это было, как гром среди ясного неба. Я понял, что со мной все в порядке. Потому что они там в Голливуде сталкиваются ровно с такой же ситуацией. Иначе просто не может быть. Одно дело, когда ты написал на бумаге какое-то действие, в том числе диалоги. Другое дело – ты начинаешь это пластически воплощать на экране. И ты понимаешь, что те действия, которые ты прописал словами для данного момента, персонажам не очень комфортно делать. Например, ты рисуешь локацию, в которой происходит какой-то эпизод, и предметы, с которыми взаимодействуют персонажи, и в рисунках вдруг оказывается, что персонажам удобней стоять к камере иначе чем, чем ты это себе представлял, когда писал все словами. А вернее сказать, ты никак это себе не представлял. Потому что мыслить словами, это не то же самое, что мыслить картинкой. Написать можно все, что угодно – бумага всё стерпит. А экран нет. И тогда действие чуть-чуть меняется, меняются реакции персонажей, соответственно могут меняться их реплики. Единственное, что, конечно, не должно меняться, это смысл происходящего. Только так.

Все думают, что это диктатура продюсеров…

Это может быть так и не так. Всё зависит от взаимоотношений режиссера и продюсера. От степени доверия между ними. И в этом смысле мне с продюсерами повезло, впрочем, также, как и им со мной)) – у меня с ними всегда было полное взаимопонимание. Продюсеры практически не контролируют мою работу, потому что знают, что я не сделаю плохо! А в работу над фильмом про Лунтика они не лезли вообще. У меня была тотальная свобода, хотя это отчетливо продюсерский коммерческий проект. Единственное, когда был полностью сделан аниматик, это такая «ожившая» раскадровка, генеральный продюсер Сергей Сельянов предложил внести уточнения в пару реплик. И, кстати, это были очень точные поправки с его стороны! Но потом, когда аниматик был утвержден, и начался непосредственный процесс производства, даже тут неожиданно для меня опять вылезли какие-то мелкие неточности в моей режиссерской разработке, в том числе и в репликах персонажей, и опять мной вносились правки. И, представьте, так продолжалось практически до вчерашнего дня!

Зная, какой вы перфекционист, я не удивлен!

Есть такая проблема, да. А потом до меня дошло, что Лунтик ведь домой отправляется, точнее возвращается домой – даже подзаголовок у фильма такой. И я сказал коллегам, что Константин Бронзит опять в своем репертуаре. (Смеется)

Мы опять отправляемся в космос!

Ну да, да, кто-то уже так шутил на эту тему. Да, не может Бронзит жить без космоса. Вот и Лунтика на Луну отправил! Но на самом деле это просто совпадение.

Константин, позволю себе вновь вернуться к юбилею студии «Мельница»: все вспоминают легендарную франшизу про трех богатырей, и нас тоже ждет новая серия из этой истории, вспоминают про юбилей самой франшизы. А вот про Лунтика почему-то не все вспоминают. Я подсчитал, у Лунтика ведь тоже почти 20 лет жизни! История Лунтика началась в сентябре 2006 года, когда созданный студией «Мельница» мультфильм впервые вышел в программе «Спокойной ночи, малыши!». С тех пор 1 сентября считается официальным днем рождения героя и, спустя 564 серии в эфире и 12 миллиардов просмотров на YouTube, в 2024-м Лунтику исполнится 18 лет. То есть, как в случае с богатырями, Лунтик – это тоже отдельный анимационный феномен современной киноистории России.

Я думаю, «Богатырей» вспоминают в первую очередь потому, что они все-таки регулярно показывались в кинотеатрах. То есть причина чисто «техническая». Причем после проката они к тому же регулярно дублировались по телевидению и навсегда поселились и в интернете. А «Лунтика» запустили в эфире одного из федеральных телеканалов в конкретной детской передаче, где своя целевая аудитория – маленькие дети, которым телевизор включили родители, чтобы заняться своими делами. (Это потом уже Лунтик появился в интернете). А в кинотеатры, все-таки, ходит очень разная публика, и взрослые, и подростки, и с детьми, и без детей. Поэтому цикл фильмов про богатырей как бы больше на слуху. «Богатыри» первыми вспоминаются, потому что, в отличие от Лунтика, они «поселились» везде.

Но опять же совпадение, и на мой взгляд очень удачное совпадение, то, что в этом году у трех Богатырей впервые появится мультсериал, а Лунтик впервые идет в кинотеатр.

Да, это такое интересное пересечение. Неожиданное и удивительное.

Тогда спрошу непосредственно про Лунтика: что нас ожидает в плане сюжета, что будет необычного в этом мультфильме, чего, например, в сериале никогда не было?

О, необычного и нового будет много! Первое, что я точно сделал как режиссер, я изменил жанр. Потому что сериал — это такая няшная детская веселая история. А я сделал практически детский триллер! В этом большом фильме про Лунтика будут немножко страшные, пугающие эпизоды. Но дети любят страшилки! Вспомним детство – по ночам мы рассказывали друг другу именно страшные истории. Такая амбивалентная ситуация, когда ты боишься, но выглядываешь украдкой из-под руки мамы, потому что тебе всё равно интересно и нравится бояться! Страх — сильная эмоция. Попытки его обуздать и управлять им — захватывают. К этому прибавляется удовольствие от его вымышленности, от собственной безопасности. По сути, детские страшилки — это тренировка эмоциональности. В общем, зрителей ждут настоящие серьезные приключения с серьезными опасностями. Еще будет несколько совсем новых персонажей. И все, конечно, кончится хорошо, это же детская сказка.

Я знаю, что вы еще помимо смены жанра и добавления элементов триллера, сделали из «Лунтика» настоящий роуд-муви.

Ну, это, скорее, поджанр. Потому что роуд-муви может быть и комедией, и мюзиклом, и чем угодно еще. А у нас роуд-муви - детский триллер. Потому что герои отправляются в долгий поход, полный опасностей.

Мы уже не первый год слышим, что российская анимация сейчас переживает какой-то неимоверный взлет. Это связано со зрительским интересом и кассовыми сборами, доходами, а также с тем, что российскую анимацию очень любят покупать для зарубежной дистрибьюции. Чем вы можете это объяснить?

Потому что анимация — это универсальный и очень дружелюбный язык общения. И дети во всем мире, в отличие от взрослых, более чистые духовно, и их головы не замусорены всякой политической белибердой, социальными тенденциями, запретами и уставами. Вот тут и начинается грязная война в головах взрослых. Вся эта грязь часто становится материалом для игрового кино. Оно ее смакует. Игровое кино не погружает зрителя в сказку так, как это делают мультфильмы. Оно занимается фиксацией реальной жизни, а мультипликация позволяет ненадолго от реальности отрешиться.

А кинематограф очень любит спекулировать!

И это тоже! А мультипликация – абстрактное искусство. В ней всегда свой придуманный и неповторимый мир. И он меньше подвластен всем этим тектоническим изломам цивилизации или псевдомодным трендам. Хотя при желании туда тоже можно все это привнести. Не только нашу, но и любую анимацию любят везде. Хотя бы еще и потому, что взрослые люди во многих странах по-прежнему архаично смотрят на анимацию как на средство воспитания детей. Да и дети везде одинаковые – они сидят смотрят мультики, переживают за одних и тех же героев, радуются, испытывают всю палитру чувств независимо от того, на каком континенте они родились. А взрослые радуются, что радуются их дети. Это простая механика. Поэтому мультипликация более востребована, и ее легче продать.

Это правда! Есть планы на продолжение полнометражной истории про Лунтика?

Скажу так – сейчас конкретных планов нет. Хотя в процессе работы над этим «Лунтиком» у нас недавно в разговорах на студии буквально спонтанно родилась одна идея. Ничего конкретного, затравка на уровне логлайна. Но не буду ничего рассказывать. Потому что это просто мысль, а не планы на продолжение. Теоретически это возможно, но для таких решений в одной точке должно сойтись много разных факторов. Посмотрим, как пройдет прокат, какие будут отзывы, что решат продюсеры. Много всего должно совпасть, чтобы случился второй фильм. Это, все-таки, довольно сложная история.

Я пожелаю все-таки продолжения! Константин, мы начали нашу беседу с поздравления с 25-летием вашей родной студии «Мельница». Вас любят спрашивать, знали ли вы 18 лет назад, что у Лунтика будет такая удачная история и долгая жизнь. Знали ли вы про трех богатырей, что их ждет такой успех. Я спрошу по-другому: а знали ли вы 25 лет назад тому назад, что студия продержится так долго?

Все, что вы перечислили, невозможно никогда предугадать. Нигде, ни в Голливуде, ни в Болливуде, ни здесь у нас. Как можно просчитать успех?! Чем всю жизнь занимаются люди: условно говоря, они что-то себе представляют, могут что-то просчитать на бумаге, свести дебет с кредитом, но как выстрелит их start-up, никто не знает. Если бы мы знали формулу успеха, а речь идет именно об этом, мы бы давно жили припеваючи. В мире существовали бы только успешные компании, и никто бы не разорялся. Так и наши продюсеры на «Мельнице» - они просто однажды рискнули. Создали студию. Рискнули с Богатырями, с Барбоскиными, с Лунтиком. Вдруг раз! – выстрелило, и понеслось! И вот студии уже 25 лет! Но предположить такой успех было невозможно. Причем, совершенно не важны исходные ресурсы, которые в это были вложены. Как ни странно, они могут ни на что не влиять. Можно вложить много денег, человеческой энергии и энтузиазма, а проект проваливается. И наоборот, можно потратить 3 копейки, и, грубо говоря, сделать всё «задней левой», а проект выстреливает и собирает миллионы подписчиков. Мир знает много историй успеха, но он не знает гораздо больших историй провала, которые остались за кадром. «Мельница» оказалось в числе немногих счастливчиков.

И главное, что все это случилось в Петербурге! Есть «Мельница», есть другие успешные анимационные бренды. И все это в Петербурге, а не только в Москве.

Да, потому что до моего прихода в мультипликацию, а это был чуть ли не 1985 год, в Петербурге, тогда в Ленинграде, как таковой художественной анимации не было вообще. Никогда! С нас всё и началось. И продолжается до сих пор!

Фото: студия «Мельница»