OPEN LOOK — ЭТО ОТКРЫТИЕ

С 20 по 24 августа в Санкт-Петербурге на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда (Александринский театр) пройдет XХVI Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK. Его основатель и директор Вадим Каспаров настроен философски, но при этом неизменно решительно и позитивно — как уже более четверти века фестивальной истории, которую он пишет с 1999 года.

Вадим, почему, несмотря ни на что, вы не перестаете, а продолжаете делать фестиваль?

Я никогда не задаю себе таких вопросов, если честно. Знаете, если сороконожка начинает задумываться о том, как она управляет всеми своими ножками, она останавливается и не может сделать даже простейший шаг одной ногой... Так и я. Что двигало нами, когда мы все это затевали — начинали заниматься современным танцем, танцевальной школой и танцевальным фестивалем — в 1999 году? Страсть! Желание открывать новые горизонты и открывать глаза на новые знания, на новых людей, на новые танцевальные техники. Это было почти как открытие новых планет... И очень близко к восторгу — от того, чем тебе повезло заниматься в этой жизни. Я до сих пор открываю для всех и для себя самого много нового и интересного. Фестиваль становится «долгожителем» именно потому, что это интересно!

Что было самым трудным при подготовке фестивалей в течение стольких лет?

Наверное, найти «точку опоры» для каждого фестиваля, не разрушив при этом «фундамент» стабильности системы, но добавив то, что делает фестиваль необычным и запоминающимся. Иными словами, есть определенный фестивальный каркас — образовательные программы и спектакли. А вокруг них начинает стихийно формироваться некая среда, особая атмосфера, открываются дискуссии, возникают вопросы и находятся на них ответы. К примеру, три года назад в рамках фестиваля мы начали программу «Форума деятелей современного танца «Открытый взгляд». В этом году, благодаря поддержке «Президентского фонда культурных инициатив», Форум уже вырос до 80 делегатов и 25 интереснейших спикеров.

Огромный плюс — это то, что уже почти никому не нужно объяснять, что такое фестиваль современного танца OPEN LOOK. Ведь за годы проведения фестиваля мы, вероятно (точнее, очевидно) вырастили не одно поколение зрителей. И это придает совершенно новое чувство значимости сделанного нами, пронесенного через годы.

А что тогда было самым простым?

Простого в нашем деле нет ничего... Однако, сейчас у нас есть проверенные партнеры, которые без лишних слов сделают полиграфию и дизайн. Или приедут на выступление в Санкт-Петербург как на долгожданный праздник! В каком-то смысле работать стало проще (к слову о простоте), но я думаю, что это, конечно, опыт и возраст диктуют развитие.

Как фестиваль меняется, трансформируется с годами и с обстоятельствами?

Фестиваль — организм живой. Он обязан меняться, взлетать и падать, расти и учиться, болеть и выздоравливать — и снова взлетать. Если это понимать, то можно спокойно двигаться вперед долгие годы. Еще одно очень важное понимание: фестиваль должен быть с душой! Надеюсь, что у нас это получается — вместе с нашим фестивалем развиваться, постоянно находить новые направления. Одним словом, жить. И тогда фестиваль, как и человек, будет взрослеть и — очень надеюсь! — становиться мудрым, но по-прежнему открытым для всего живого и настоящего. Так, например, счастливо сложилось, что на площадке Новой сцены имени Всеволода Мейерхольда Александринского театра наш фестиваль в этом году проходит уже в десятый, юбилейный, раз, а наша встреча с этой сценой в 2014 году стала судьбоносной для OPEN LOOK.

Давайте пофантазируем. Если бы у вас был неограниченный бюджет, любые возможности, то как бы вы провели этот фестиваль?

У любой неограниченной возможности есть определенные ограничения, и для меня они очень существенны. Начнем с того, зачем мы создавали фестиваль. В СССР и в России после восьмидесяти лет искусственного замораживания идей свободной пластики, нового танца, направления «модерн» нам предстояло освоить и впитать в себя весь мировой опыт, все технологии, техники, идеи, которые мы за этот период пропустили. Только обретя знания и опыт, ты можешь начинать искать свой «голос» — и в танце, и в любой другой области искусства. Невозможно без знаний основ делать открытия. Я не знаю ни одного профессора, который не был бы когда-то студентом, учеником. Так и в нашем деле: прежде всего — школа. А любые концепции, перформансы и прочие хэппенинги — все это только после серьезной основополагающей базы. Так что если бы не было ограничений, я бы их сам придумал. Потому что для меня результат, как и вопрос «зачем я это делаю», не про количество просмотров и лайков, а про фундаментальное изменение в этой сфере культуры, которую мы называем «современный танец». Знаете, иногда слово, сказанное шепотом, в сто раз сильнее крика. Для меня важно как можно дольше иметь такую привилегию — быть камерным, тихим.

Если бы у вас была суперсила или, скажем, волшебная палочка, что бы вы сделали?

Заказал бы себе новый костюмчик, а то в последние годы так занят, что не успеваю добежать до магазина... Шучу, конечно. А если серьезно, то я бы не брал в руки волшебную палочку. Все должно быть получено через опыт, и ничто не должно просто так «падать на голову», валиться с неба. Мы не в сказке живем, а в реальности, которая нам подарков не подкидывает, особенно если мы их не заслужили.

Если бы вы могли изменить прошлое, что бы вы сделали?

Пожалуй, пошел бы учиться на стоматолога... Всю жизнь думаю, как бы сложилась моя судьба, если бы я пошел по другой стезе. Со мной в школе учились ребята, которые с первого классса знали, чем они будут заниматься. Один как раз хотел стать стоматологом, чтобы быть обеспеченным человеком. Другой хотел стать разведчиком, чтобы ловить шпионов и защищать Родину от всякой нечисти. И оба стали теми, кем хотели, и оба счастливы. Я же долго не мог найти себя. Спорт, физкультура, тренерская и педагогическая работа — это моя основная профессия. Но встреча с Натальей, моей женой, талантливым хореографом, изменила мой вектор. Я пошел по траектории неизведанного, и этот «млечный путь» увлек меня сильнее спорта и педагогики. Так что менять в судьбе ничего не надо: она сама реализует все твои мечты и планы. Главное — понять, куда ты хочешь прийти в итоге.

Что бы вы сказали себе 26 лет назад, когда OPEN LOOK только зарождался?

«Беги, Вадим, беги!» — как Форресту Гампу. Или, пожалуй, сказал бы так: «Дружище, тебя ждет длинная творческая жизнь. Вкладывай в коммерческую недвижимость и строй свой хореографический рай!». Мы действительно начинали в те времена, когда можно было легко купить свой «свечной заводик» и превратить его в крупный хореографический центр. Мы и планировали создать такой центр в ДК им. Первой пятилетки — и уже были на этом пути... Думаю, что если бы здание ДК не снесли, то через несколько лет, году примерно в 2008-2010-м, в культурный оборот вернулся бы чудесный театр на тысячу мест. Но в 2001 году театральный зал был превращен в зал бильярдный, фойе — в боулинг, а гримерки — в бани. Этот кошмар не забыть никогда... Если бы не физическое уничтожение ДК, там можно было бы сделать настоящий Дом танца. Но сейчас мы находимся в другой реальности. И она тоже имеет свои перспективы — на мой взгляд, весьма интересные.

Каким вы видите эти перспективы, будущее — свое и фестиваля?

Свое будущее я уже не вижу, если честно — долгожителей в роду не много. А фестиваль... Мечтаю, чтобы он продолжался, чтобы жил долго. Вокруг фестиваля я очень хочу формировать инфраструктуру: залы, театры, фойе, кафе... Как это получится, пока не знаю — и получится ли вообще... Но точно понимаю, что как для фестиваля появление Новой сцены в качестве постоянной площадки и стабильного партнера стало новым дыханием, так и для внутренней «кухни» нужна новая инфраструктура. Вообще для любого проекта любые изменения — строительство, ремонт и прочее — это всегда новый импульс к развитию. Мы работаем. А дальше будет видно.

Назовите самую большую удачу и, возможно, самый крупный провал в фестивальной истории.

Самая большая удача — то, что мне хватило смелости начать думать глобально и не бояться рисковать, идти на контакт с известными и не очень людьми, чтобы приступить к «строительству» своего фестивального проекта. Смелость и даже чуточка наглости необходимы любому продюсеру. Мы искренне хотели выстраивать «свой мир на земле», поэтому наш результат, наши достижения на данный момент — 600 педагогов, 200 танцевальных компаний и проектов, десятки стран-участников фестиваля и тысячи зрителей. Так что провалов я не назову: все имело свой вес и свое значение. Даже если проект — фестиваль или спектакль — провалился, это повод не расстроиться, а задуматься: почему так получилось и какие выводы из этого следуют.

Сформулируйте одним словом: OPEN LOOK – это?..

Помните, как говорил капитан Врунгель? «Как вы яхту назовете, так она и поплывет»... Мы назвали свой фестиваль «открытый взгляд», имея в виду открытый взгляд на современный танец. Метафорически для нас OPEN LOOK — это ОТКРЫТИЕ. В самом широком экзистенциальном смысле этого слова.

Беседовала Мария Кингисепп