ТЕРЕЗА ДУРОВА: ЛЮБЛЮ НЕРЕАЛЬНУЮ КРАСОТУ ПЕТЕРБУРГА И УМНОГО ЗРИТЕЛЯ
В Эрмитажном театре Санкт-Петербурга 15 и 16 октября «Театр Терезы Дуровой» представит музыкальную драму по пьесе Александра Пушкина «Моцарт и Сальери. Версия» из цикла «Маленькие трагедии». А 17 октября зрителей ждет музыкально-поэтический спектакль «Без галош элегантнее» – путешествие в стиле джаза по миру моды и чувственной поэзии Владимира Маяковского. Накануне гастролей мы побеседовали с основательницей, художественным руководителем и главным режиссером театра, народной артисткой России Терезой Дуровой.
– В прошлом году петербуржцы тепло приняли артистов вашего театра, в этом году снова предстоит путешествие из Москвы в Петербург?
– Да, мы с радостью планируем новые гастроли. Я очень люблю Северную столицу. Люблю атмосферу Петербурга, его нереальную красоту, умных, начитанных, грамотных зрителей, которые по-настоящему любят театр. Как любому творческому человеку, мне важно еще на этапе создания спектакля понимать, кому он нужен, интересен, кто сможет его правильно понять. Петербуржцы смогут!
– Какую красоту везете в Петербург этой осенью? Как шел выбор спектаклей для гастрольной афиши?
– Мы покажем премьеру этого года «Моцарт и Сальери. Версия» и спектакль «Без галош элегантнее». Когда в репертуаре театра есть постановки по Пушкину и Маяковскому, грех не приехать с ними в Петербург. По своей энергетике, ментальности эти поэты определенно были людьми Петербурга. У меня полное ощущение, что они никуда не уходили, их влияние ощущается здесь повсюду.
– В этом году постановки предстанут в антураже уникальной площадки – в Эрмитажном театре.
– Да, мы рады, что будем общаться со зрителями в этом историческом пространстве, и уверены, что Эрмитаж примет наши спектакли как нечто родное, будто специально созданное для этой сцены. Классическая музыка, прекрасные актеры, музыканты, всё вживую. Надеюсь, гастроли станут ярким событием и для нас, и для легендарного театра.
– Ваши спектакли отличает красивый музыкальный рисунок, «Театр Терезы Дуровой» известен своей эстетикой на стыке нескольких жанров – драмы, музыки и танца. С какой музыкой у вас ассоциируется Петербург?
– Петербург ассоциируется с джазом, его полифония, энергетика свойственны городу на Неве. Джаз будет звучать в спектакле «Без галош элегантнее». Наши актеры даже стихи исполняют как музыку. Нужно подчеркнуть, что на протяжении всего действия мы не произносим ни слова, которое не было бы написано Маяковским или сказано о нем кем-то из окружения. В спектакле звучат последние неоконченные стихи поэта, оставшиеся в его записной книжке. Мы показываем его последний рисунок. При этом не погружаем зрителя в трагедию и тоску, наоборот, на языке джаза говорим о том, что это было прекрасное время. Мы существуем в пространстве музыкально-драматического театра, у нас в приоритете музыкальное звучание. Соединить Маяковского и джаз было нашим совместным решением: моим, музыкального руководителя и композитора этого спектакля. Все наши актеры – прекрасные вокалисты и гармонично вписываются в музыкальный контур постановок. Спектакль «Моцарт и Сальери. Версия» тоже с красивым музыкальным сценарием. Тексты Пушкина очень мелодичны, уверена, музыкальная палитра нашей постановки удивит и порадует зрителей.
– Тереза Ганнибаловна, можете вспомнить, какой отзыв или рецензия на эти спектакли особенно удивили, запомнились?
– Пожалуй, ни отзыв или рецензия, а зацепило живое общение с публикой. У меня есть традиция, я вхожу в зал и разговариваю со зрителями. Перед спектаклем о Маяковском спрашиваю: «Кто не любит Маяковского?» Поднимается рука, и я обещаю, что мы сделаем всё, чтобы после окончания спектакля вам захотелось перечитать Маяковского и, возможно, он станет вашим любимым поэтом. И когда восторженные зрители говорят, что нам удалось достичь цели, я бываю по-настоящему счастлива.
– В спектакле «Без галош элегантнее» вы открыли зрителям планету Маяковского, удивительный мир моды и джаза в его поэзии, провели по подиуму его жизни. Теперь Вы предлагаете петербуржцам познакомиться с интересной версией «Моцарта и Сальери». Это не просто погружение в «Маленькие трагедии» Пушкина, а ниточка в современность. Какие вызовы ставили перед собой, артистами?
– Никаких вызовов! Могу рассказать, что побудило меня посмотреть на материал с нового ракурса. Сплетни. Они роятся сейчас, как и 100, 1000 лет назад, преподносятся, как нечто достоверное. Люди не видели, не слышали, не были свидетелями, но с удовольствием пересказывают версии. Меня лично это не раз касалось, неприятно, когда столько небылиц о тебе гуляет. Именно это стало первым импульсом для создания спектакля. Плюс ко всему Моцарт и Сальери – единственная вещь из «Маленьких трагедий», где присутствуют реальные персонажи. Нам очень захотелось встретиться с героями на творческой площадке и восстановить события тех давно минувших дней. «Моцарт и Сальери. Версия» – ода великим музыкантам и одновременно психологический детектив.
– В старинном театре старинный сюжет под аккомпанемент старинных инструментов – уже завораживает…
– Да, мы везем с собой инструменты тех времен, под сводами Эрмитажного театра будет звучать клавесин, виола да гамба, виоль д’амур.
- Я видела фотографии, у вас еще и костюмы невероятной красоты, и декорации. Наверное, непросто выехать с такими масштабными спектаклями на гастроли?
– Вы попали в точку. У нас действительно очень сложные спектакли, выезжая на гастроли, мы должны показать ровно такой же спектакль, как и в родном театре. Это очень сложно технически. И в осуществлении этой нашей инициативы нам очень помогает генеральный партнер театра – банк ВТБ. Именно благодаря их помощи стали возможны наши поездки по стране. Нам очень приятно быть визитной карточкой банка ВТБ в мире искусства, но это накладывает и большую ответственность.
– Эрмитаж – место, где можно с удовольствием уединиться. Каких героев из своих спектаклей вы хотели бы пригласить в свой личный Эрмитаж?
– В первую очередь, конечно же, Маяковского. Очень интересно было бы вместе пройти по легендарным галереям. С большим удовольствием я бы погуляла по Эрмитажу с Ходжой Насреддином. Для меня Эрмитаж – это место света и радости, и его ирония, радостное восприятие жизни как нельзя лучше подходят для этого места. Бывают такие люди, которые просто живут, но куда бы они ни пришли, возникает ощущение Солнца, чего-то радостного и счастливого. Именно к ним относится и Ходжа Насреддин. Своим присутствием он облагораживает и людей, и события, и ситуации. Как раз сейчас мы готовим премьеру «Далеко-далеко на Востоке», где главным героем будет именно этот собирательный образ – персонаж, которого каждая из стран Востока считает своим. Герой нашей постановки живет в сказочном Узбекистане, мы будем много говорить о восточном укладе жизни и традициях.
– Возвращаясь к вашему скорому приезду в город на Неве, есть у вас любимое место в Петербурге?
– Я просто очень люблю этот потрясающий город! Здесь всегда происходят мистические события, когда сам Петербург подсказывает, где ты должен находиться в эту секунду, на какой улице, в каком пространстве. Я люблю приезжать на Московский вокзал, делать первый шаг и сразу попадать в «раскрытые объятия» Невского проспекта: «Приехала? Здравствуй, я тебя ждал!» Ты не обращаешь внимания на толкучку, поток машины, тебе важно только то, что на горизонте, впереди. А там у меня… Эрмитажный театр.
+Ирина Мохова
Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Терезы Дуровой