Ольга ПЕТРОВА: НОВЫЕ ИМЕНА, НОВАЯ МУЗЫКА

Открытый конкурс композиторов им. Андрея Петрова, при поддержке Министерства культуры, Президентского фонда культурных инициатив и Комитета по культуре, проходит в Петербурге в восемнадцатый раз. Почему современные композиторы стремятся принять в нем участие, мы узнали у художественного руководителя Фонда Андрея Петрова, занимающегося организацией и проведением конкурса.

— Ольга Андреевна, расскажите о том, как появился конкурс композиторов имени Андрея Петрова.

- Конкурс был учрежден в 2007 году по инициативе Союза композиторов Санкт-Петербурга и Филармонического общества. Они организовывали и проводили первые два конкурса. Мы подхватили эстафету в 2009 году. С тех пор, в чем-то меняясь, в чем-то оставаясь неизменным, конкурс проводится поочередно в двух номинациях: «Симфоническая музыка» и «Песня и эстрадный романс».

– Среди композиторов конкурс пользуется особой популярностью. Многие участники возвращаются на конкурс из года в год. Как удалось завоевать их доверие?

- Я думаю, конкурс вызывает доверие участников в первую очередь благодаря тому, что в жюри мы приглашаем очень разных, но очень ярких и авторитетных музыкантов, мнение которых и для начинающих, и для уже состоявшихся композиторов, играет огромную роль. Кроме того, мы разработали прозрачную систему проведения конкурса, при которой желающие принять в нем участие присылают свои заявки под некими придуманными девизами. Жюри, прослушивая песню или симфоническое произведение, не знает, кто именно ее написал. Андрей Петров был и остается непререкаемым авторитетом в музыкальном мире, поэтому сопричастность с его именем также имеет огромное значение.

– В 2022 году к номинации «Симфоническая музыка» организаторы добавили номинацию «Берег надежды». Для чего это было сделано, если на конкурсе нет возрастных ограничений?

– Большинство конкурсов устраиваются для молодых композиторов. Для многих композиторов творчество напрямую связано с накоплением жизненного опыта, они раскрываются ближе к зрелости. На Открытом конкурсе, как Вы верно сказали, нет никаких возрастных ограничений, поэтому они стремятся в нем участвовать. Но существует и обратная ситуация, когда молодые авторы, только еще начинающие свою карьеру, не готовы соревноваться с более зрелыми, более опытными композиторами. Именно для них мы открыли номинацию «Берег надежды».

- Кто вошел в жюри конкурса в этом году?

- Как и в прошлый раз, председательствует в жюри симфонической части конкурса народная артистка Азербайджана, композитор Франгиз АЛИЗАДЕ. Также в составе жюри композиторы Анатолий КОРОЛЕВ, Александр РАДВИЛОВИЧ, Настасья ХРУЩЕВА и Дмитрий ЯНОВ-ЯНОВСКИЙ, дирижер Николай ШУГАЕВ. В номинации «Берег надежды» в жюри вошел дирижер Федор ЛЕДНЕВ, а в номинации «Симфоническая музыка» - Аркадий ШТЕЙНЛУХТ.

- Изменилась ли география участников?

– Заявок на участие в конкурсе из зарубежных стран стало меньше. Но, тем не менее, в этом году в конкурсе принимают участие композиторы из 47 российских городов и 13 стран мира. В финалы конкурса прошли композиторы из Турции, США и Китая.

– В финалы?

– Да, в этом году каждая номинация получила свой финал. 20 сентября в Большом зале Филармонии имени Д.Д. Шостаковича Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии исполнит сочинения шести композиторов, прошедших в финал в основной номинации, а 21 сентября в Малом зале Филармонии имени М.И. Глинки – финал конкурса в номинации «Берег надежды». Произведения финалистов прозвучат в исполнении Камерного оркестра Петербургской Консерватории. По многочисленным просьбам мы организовали онлайн-трансляцию финальных концертов Открытого конкурса композиторов. Кроме этого, В рамках конкурсных мероприятий мы проведем творческую встречу с Франгиз АЛИЗАДЕ. Она пройдет 19 сентября в Санкт-Петербургской Консерватории. А для конкурсантов уже после завершения финальной части конкурса, 23 сентября, Александр РАДВИЛОВИЧ и Анатолий КОРОЛЕВ проведут семинар «Музыкальный анализ произведений финалистов Открытого конкурса композиторов им. А.П. Петрова». Такой рабочий семинар с участием профессоров Консерватории пройдет впервые.

– Что-то или кто-то стал открытием этого года лично для вас?

– Новая музыка! Меня вдохновляет уровень сочинений молодых композиторов, приславших заявки на участие в конкурсе. И очень радует, что многие композиторы заявились с новыми произведениями. Это говорит о том, что нам удалось создать пространство, в которое хочется возвращаться. На мой взгляд, это очень ценно.

К. – Какое место в творческой жизни Андрея Петрова занимали музыкальные конкурсы?

ОА – Он принимал участие во всевозможных конкурсах, от городских до международных, ведь именно они дают хорошую возможность заявить о себе, представить свое творчество перед широкой аудиторией. Когда его выбрали председателем Ленинградского отделения Союза композиторов, одним из первых его начинаний стал фестиваль «Ленинградская музыкальная весна», знакомивший зрителей с творчеством современных композиторов. Он тратил очень много энергии на то, чтобы музыка его коллег звучала в лучших залах города, организовывал, входил в попечительские советы, заседал в жюри разных музыкальных фестивалей и конкурсов. Он хотел, чтобы открывались новые композиторские имена, чтобы всегда звучала новая музыка.