НОВЫЙ ЭТАП ЛЕГЕНДАРНОГО ТЕАТРА
III сезон «Открытого театра» начался эффектно. В зале искусств «Дома Зингера» блистали звезды театра музыкальной комедии. Первая встреча в рамках совместного проекта дома книги и журнала «Театр+» посвящена юбилею легендарного Театра музыкальной комедии, в кресле гостя – генеральный директор, заслуженный деятель искусств России Юрий Алексеевич Шварцкопф.
– Впервые я вошел в здание на Итальянской, 13 классе в четвертом. Мама купила билет и отправила сына на «Волшебную Стрелу», а я попал на «Марицу» и сразу влюбился в этот жанр. Помню до сих пор артистов, которые играли в том спектакле.
В этот вечер дуэт Марицы и Жупана исполнили Ирина Мулярчик и Иван Корытов. Концертная программа была составлена изящно, и с блеском демонстрировала красоту классической оперетты. «Летучая мышь», тост Орловского в исполнении Олега Ромашина, ария Джудитты Легара в исполнении Карины Чепурновой, дуэт Тони и Мабель из «Мистера Икс» в исполнении Григория Шафира и Елизаветы Белоусовой и другие номера зрители встречали аплодисментами и провожали неизменным «Браво!»
Восстановление в правах классической оперетты провозгласил в числе приоритетов художественной программы развития театра Юрий Шварцкопф, возглавив Музком почти 20 лет назад.
– Расцвет жанра и театра пришелся на период Юлия Хмельницкого. Он был прекрасным руководителем и режиссером. Это благодаря ему мир увидел «Принцессу цирка», где блистали очаровательная Зоя Виноградова, Марина Юрасова, Анатолий Королькевич, Георг Отс. Следующий исторический этап театра связан с человеком непростой судьбы: Владимир Егорович Воробьев возглавил музыкальный театр, хотя, мягко говоря, не любил жанр оперетты и открыто говорил об этом. Но именно при нем в театр пришла плеяда прекрасных драматических артистов и появились фантастические спектакли, родился первый советский мюзикл. «Свадьба Кречинского», спектакли «Дело», «Труффальдино» и «Жар-Птица» составляют «золотой фонд» истории музыкального театра страны.
Театр – это не только здание, хотя на творческой встрече прозвучало и про реконструкцию, про создание Малой сцены, интерьеры и перспективу появления новой площадки. Историю и славу творили люди: артисты, режиссеры, музыканты и те, кого редко видит зритель – директора и администраторы. Юрий Алексеевич, будучи прекрасным рассказчиком с тонким чувством юмора, покорил зал вниманием к судьбам творцов из мира искусства. Часть имен откликалась у аудитории постарше, которые понимали, о чем идет речь, когда упоминался Народный дом или Дворец пятилеток. Молодежь оживилась при упоминании ставших культовыми мюзиклов – «Бала вампиров» и «Джекил и Хайд».
Десять лет Театр музыкальной комедии активно сотрудничал с мэтрами жанра – Будапештским театром оперетты, результатом сотворчества стало более десяти совместных проектов.
– Конечно, было нелегко, но я набрался смелости, пришел в знаменитый театр в Будапеште (он был лучшим на то время в Европе) и предложил сотрудничество. Это был мой выигрышный «лотерейный билет», всё сложилось. Мы обменивались спектаклями, брали у коллег декорации, костюмы, внедряли их стиль, школу. Сегодня наши артисты делают сложнейшие акробатические номера, поддержки, вы это сами сейчас увидели в одном из номеров. Ни в одном театре в России этого никто не может продемонстрировать. У нас есть три пары, которые выходят и производят фурор, где бы ни выступали.
Если говорить про «Бал вампиров», меня поймут все, у кого в жизни были сумасшедшие мечты. Я безумно захотел поставить этот спектакль, когда впервые увидел его в Вене. В тот момент не представлял, как это сложно будет сделать на нашей площадке, где нет рабочих карманов, достаточного количества люков на сцене. Меня даже под сцену водили, чтобы показать, какая это технически сложная постановка. Я ничего не понимал, но упорно твердил, что ставить буду. В конце концов, австрийцы права дали, 25 иностранных специалистов на выпуске, еще с десяток супервайзеров, отслеживающих качество. Надо отдать должное, практически на 90% спектакль шел в том виде, в каком он его знали зрители в Вене и в других театрах Европы.
/slider
Рискованная мечта обернулась большим успехом не только для театра. В одно мгновение популярными стали молодые артисты, прошедшие кастинг в «Бал вампиров» и «Чикаго»: Наталия Диевская, Манана Гогитидзе, Кирилл Гордеев, Иван Ожогин и другие. Все они проснулись знаменитыми после премьеры и смогли себя реализовать. Омоложение труппы и знакомство зрителя с редко идущими в нашей стране произведениями – важные задачи, которые ставит перед собой руководитель театра.
– Жанр оперетты – безумно-безумно сложный. Надо петь, как в опере. Но если в опере ты можешь петь Джульетту и в 70 лет, то в оперетте это невозможно. Надо иметь молодой хор, красивый балет, сшить 150 красивых костюмов, содержать оркестр, который в состоянии сыграть музыку великих композиторов. Думаю, нам это удаётся.
Одобрительной волной аплодисментов Зал искусства подтвердил высокую оценку творчества любимого театра. Овациями встретил рассказ о планах и грядущих премьерах: «Капитанская дочка», «Ромео и Джульетта», «Хозяйка медной горы», «Хорошая работа, если сумеешь ее получить». Сенсацией прозвучала новость о главном подарке в день рождения театра. К юбилейному торжеству в честь 95-летия город подготовил долгожданное решение: быть второй площадке Музкома!
– День рождения – очень волнительное событие. Придут-не придут, подарят-не подарят, – Юрий Алексеевич начал с шутки и закончил совершенно серьезно. – Губернатор Александр Беглов пришел, несмотря на то, что это был вечер накануне важного и ответственного для него лично события – инаугурации. Для нас это важный знак. Мы рады вниманию руководства Санкт-Петербурга, рады решению выделить участок под строительство второй площадки. Закончится борьба между артистами разных жанров, когда одни работают, а другие простаивают. Начнется процесс проектирования и новый этап в истории театра.
+Ирина Мохова
Фотографии Анны Ривман