«ИВАН ГРОЗНЫЙ» – ЗАБЫТАЯ «РУССКАЯ ОПЕРА» ЖОРЖА БИЗЕ
В ДЕКАБРЕ В ТЕАТРЕ «САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГ ОПЕРА» СОСТОИТСЯ МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ ЖОРЖА БИЗЕ «ИВАН ГРОЗНЫЙ» В ПОЛНОМ СЦЕНИЧЕСКОМ ВОПЛОЩЕНИИ. ТЕАТР СНОВА ОТКРОЕТ ДЛЯ ШИРОКОЙ ПУБЛИКИ ЯРКУЮ, НО НЕИЗВЕСТНУЮ СТРАНИЦУ ИСТОРИИ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА.
При упоминании о французском композиторе Жорже Бизе чаще всего вспоминаются мелодии хабанеры и сегидильи из оперы «Кармен» – пожалуй, самой известной оперной драмы великого музыканта. Но есть в творчестве Бизе малоизвестная и весьма неожиданная по своему сюжету опера.
В 1938 году в стенах Национальной библиотеки Франции (Париж) проходила выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Жоржа Бизе, на ней был представлен примечательный экспонат – незавершенная партитура оперы «Иван Грозный». Пятью годами ранее ее обнаружил Гийом де Ван – тогдашний хранитель библиотеки Парижской консерватории. Ноты были найдены среди бумаг Эмиля Штрауса (второго мужа вдовы Ж. Бизе) после его смерти в 1929 году, и переданы Национальной библиотеке в Париже.
Опера «Иван Грозный» была написана Жоржем Бизе между 1862 и 1864 годами на либретто Франсуа-Ипполита Леруа, Анри Трианониа и является наиболее интересной и яркой среди известных нам опер зарубежных композиторов на «русскую» тему.
В основу сюжета оперы легло подлинное историческое событие – женитьба царя Ивана Грозного на черкесской княжне Марии Темрюковне (Кученей), хотя большинство сюжетных линий в произведении являются художественным вымыслом.
Жорж Бизе, в отличие от многих других композиторов, писавших произведения о царе Иване Грозном как о жестком правителе, увидел в главном персонаже своей оперы лирико-драматического героя, искренне любящего свою супругу Марию. Царь Иоанн – отнюдь не интриган или мнительный сумасброд, а жертва заговора боярина Юрлова и мести Игоря и Темрюка. Авторы оперы изобразили сложный и неоднозначный облик русского правителя, который мог быть как великодушным и любящим, так жестоким и мнительным. Это говорит о том, что они учитывали разные, порой противоречащие друг другу, исторические сведения, не стремясь создать идеальный образ заботливого и всеми любимого монарха.
В 1943 году в Париже были представлены некоторые номера оперы в концертном исполнении. Лишь в 1951 году в Большом театре Бордо была представлена первая постановка с большим количество купюр. Труппа дала два представления своей постановки в Опера Комик в Париже в декабре того же года. Затем произведение было поставлено в Кельне в апреле 1952 года и Берне (Швейцария) в декабре 1952 года. В 1975 году для медиагруппы BBC была создана более точная версия с восстановленным ранее вырезанным материалом. Впоследствии дирижер Говард Уильямс подготовил полное исполнительское издание, используя свою собственную версию незавершенной финальной сцены (переработанную из материала Бизе), которая была представлена в концертном исполнении на фестивале в Монпелье. А потом об опере Бизе забыли…
По прошествии почти пятидесяти лет народный артист России и художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров воскресил яркую оперную страницу мирового музыкального театра XIX века. Творческая команда коллектива провела колоссальную работу по поиску и реставрации нотного материала оперы. Художник спектакля народный художник России Вячеслав Окунев создал яркие и колоритные образы времен Ивана Грозного.
Премьера оперы Жоржа Бизе «Иван Грозный» в полном сценическом воплощении будет представлена на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера» 17 и 18 декабря 2022 года.
Материал опубликован в журнале «Театр+» № 28 (ноябрь 2022).